суббота, 6 октября 2012 г.

Суглан амулетов



В зерцале душ вселенной, бездонный полог тёмно-синий,
Аквамарина свет уже давно погасших в чароите звезд,
Топазами мелькают надежды янтарными мгновениями,
Припорошенный алмазною пыльцой, кочует лунный круг,
В густо-серой вязкой туманности борозд сапфировых комет,
Среди циркониевых хребтов к созвездиям далеким хризолита.

      "Лунный круг". Центральные Саяны. Тофалария.

      Русин Сергей Николаевич

      Моя Тофалария

      В таинственном крае, где подпирают небеса горные хребты и берут своё начало реки, где нет дорог, а перекочевка совершается верхом на оленях по тропам, прошел Тофаларский Суглан. Сегодня Суглан - это этнокультурные экскурсии и собрание охотников и таежных кочевых оленеводов, восьми древних родов. Хаш: Кангараевы. Чептей: Тулаевы, Алаштаевы. Сары-хаш: Калдыновы, Балыкаевы, Мамокаевы. Тырк-Хаш: Торгоевы. Ак-Хаш: Буктурбаевы. Ирге-Хаш: Сагановы. Чогду: Амостаевы, Киштеевы, Тобулаевы, Бучеевы, Хыкыевы, Андылаевы, Холямоевы. Кара-Чогду: Токуевы, Унгуштаевы, Арактаевы, Изотовы, Баканаевы, Отрумевы, Мухаевы.

      Праздник начинается с избрания Великой головы Шуленги и вручают ему главный символический амулет - покровитель с рисунком Черного Гуся. Шуленга созывает Дарга, представителей от каждого рода и передает им символические амулеты, которые они носят на шее. Амулеты Дарга разных родов: медведь, олень, лук со стрелой, лисица, ружья, соболь, белка, волк.

      На торжественное событие прибыли друзья и знакомые многие, из которых не виделись много лет. По кругу, в долине среди гор, под открытым небом, поставили чумы в виде стойбища с открытыми лабазами. В центре этого круга Оленный камень с рисунком летящего оленя, очень похожего на птицу. Рядом разведен костер - Хаптагай-Одо, он горел днём и ночью до окончания Суглана. Под веселые пословицы, шутки и поговорки Шуленга варит бухлером – Тофаларское блюдо, наваристый бульон с крупными кусками мяса изюбря. Угощают всех таежников. Гости сыты, веселы и стараются хорошо выглядеть. На праздник все пришли в традиционной нарядной одежде украшенной амулетами. Дарга разных родов рассказывают новости кочевым охотникам, решают общие вопросы. Молодежь знакомится и веселится. Складываются будущие семьи. Сидя в седле, гости символически совершают традиционную перекочевку на Северных оленях связанных в длинные караваны. Кочуя по тропам золотисто -рододендровой горной тундры, от Обо к Обо, украшая их разноцветными матерчатыми ленточками. Подъехав, до каменных лучей солнечных Керексур, все бросают камень подношение духам-хозяевам горных вершин. В день зимнего солнцестояния, любоваться восходом солнца над почитаемыми вершинами и перевалами. Наслаждаясь девственной природой, чистым воздухом и белизной снега, в не затронутых цивилизацией угодьях. С мечтой светлой в сердце, почувствовать, пространство, покой, время и возрастающую власть солнца. В пути верхом под звуки погремушки на шее оленей и музыку Хобуса хорошо петь песни. Вернувшись к оленеводческому стойбищу из шестовых чумов покрытыми вываренной берестой и шкурами, за горячей чашкой солёного чая с оленьим молоком, пообщаться с родными или друзьями. Вспоминая охоту, горы, снежники, багульник. Опробовать охотничьи манки: берестяную конусную трубу на изюбра, двуязычковую пищалку из бересты на кабаргу, свисток из тальника на рябчика, трещотку.

      Со всех гор Черного Гуся, привезли оленеводы на Суглан амулеты, сделанные своими руками для обмена и подарков друзьям. Это незатейливые обереги чистых мыслей, светлых снов и добрых пожеланий. Каждый род имеет свои любимые амулеты, они в основном изготавливаются из клыков кабарги и меха животных, медвежьих лап и из срезов-пластин рога изюбря. Женщины и дети дарили друг другу обереги, ожерелья, амулеты. Самые популярные и любимые у детей амулет Снежного Оленя и амулет Солнечного Соболя. Традиционно их носят на одежде, головных уборах и подвешивают у детской колыбели или у входа в чум, они используются для украшения и защиты. Амулет Хозяина Тайги, каждый охотник на перекочевках изготавливает себе сам из медвежьего зуба, он верит, что вместе с ним забирает силу медведя. Верные спутники таежной жизни для кочевого охотника, дающие поддержку и уверенность в себе: амулеты Календарь Зверолова, охотничьи ножи Волчья Лапа, Коготь Медведя, Оскал Волка.

      - С давних времен оленеводы почитают волка, видя в нем сверхъестественное существо. Они не убивали волков, думая, что остальные отомстят и истребят всех оленей. Волчат маленькими забирали с логова. Оленеводы говорили о том, что волками распоряжается дух и позволяет задрать определенного оленя в стаде, когда матерая волчица приводит, учить охотится, молодых волчат. Поэтому подобные набеги волков на стадо часто расценивались оленеводами как необходимая жертва, которая обязательно в будущем принесет удачу и потусторонние силы будут в дальнейшем оберегать оленей. Волк, перебежавший дорогу охотнику, предвещал промысловую удачу и счастье в перекочевке на новое стойбище. Украшения мужчин на Суглане и в тайге часто состоят из волчьих клыков, когтя и волчьей лапы. Они верит, что вместе с ними забирают выносливость и ловкость матерого зверя. Волки всегда умеют достигать поставленной трудной цели. Преследовать свою добычу матерые звери могут очень упорно, такая выдержка всегда нравилась и поражала воображение охотников, - объяснял рисунок своего амулета, пожилой таежник.

      - Смотрим на красу природы чудной влюблёнными глазами и не перестанем удивляться мудрости таежных историй. Это размышления о смысле жизни в горах, перед которыми человек не всесилен? - спросили дети.

      - Сюжеты наших историй наполнены счастьем и человеческим теплом, любовью и заботой о природе. Таежникам важно кочуя с домашними Северными оленями по труднодоступным горам Саян, ощущать время неизменным, дарить друзьям истории и амулеты обретения силы, - сказал седой таежник.

      Все слушали рассказ старого таежника, в это время к людям на Суглан вышел медвежонок – шатун. Некогда бурый медвежонок был сильнее ветра. Штормовой ветер валил вековые кедры, медвежонок всегда стоял как скала. Сегодня бродягу медвежонка качал порывистый ветерок. На границе глухой тайги и каменистой тундры в вершинах у истока реки Уда Саянская одинокий потеряшка не мог найти сестричку и медведицу. Он остался сиротой. Сквозь буреломы крохотный медвежонок вышел на тропу, по которой кочевал к детям. Он похудел, истощал, не кушал несколько дней.

      - Какая прелесть чудный медвежонок, ребенок в шубке меховой. Он перепутал зиму и лето, - говорили дети.

      Ласковый медвежонок понравился детям таежников, и ребятишки угостили его сладостями. Всем было жалко его. У детей таежников появилось желание забрать нежного малыша с собой на стойбище к олененку, надеясь, что они будут друзьями.

      - Как нам правильно поступить? Ласковый медвежонок к людям привыкнет и не сможет самостоятельно жить в тайге. А если забавный маленький медвежонок уйдет в тайгу, мы не сможем вынести разлуки с очаровательным братишкой, - спрашивают дети совет у старых таежников.

      Ветер кочевал в поисках таежного счастья и услышал вопросы детей таежников. Затянул медвежью песню ветер, рванул по тугим скалам, покрытым снегом, засыпая снежинками медвежонка.

      - Мирно тяни звериную тропу в уютную берлогу, - ветер нашептывал бродяге медвежонку.

Комментариев нет:

Отправить комментарий