четверг, 24 мая 2012 г.

Дучээр





Мягкий рыхлый снег ложится крупными хлопьями,
На гольцы и лес на равнине в пойме каменистой реки,
Кочевнику Кара-Чогду снится сладкий сон,
Оставшемуся одному на опустевшем стойбище.
Нерастраченная нежность и отроги Саянского хребта,
Золотисто - рододендровые участки горной тундры,
Обо, рисунки Оленных камней, лучистые Керексуры,
Амулет и оберегающие лоскутки матерчатой ленты,
Кедровый стланик, ерников редколесье и шикша,
Жимолость, потоки сознания и воспоминания,
Верховик, туманы, Бурхан, утренний заморозок,
И опавшая на землю прошлогодняя кедровая шишка.

"Дучеер(Видеть сон). Тофалария". (Торгоева Полина, род Тырк-Хаш). Тофалары. Портрет. Живопись. Холст. Масло. 80-80 см.

      Русин Сергей Николаевич

Календарь зверолова.

      В предрассветной заре гор, художник писал портрет таежника из племени Черных Гусей, сидевшего у кочевого костра возле чума. А рядом чутко спали преданные собаки, и чуть дыша, осторожно, тише облака, в туманной пыли гольца шли олени каменистыми тропами по отрогам Большого Саянского хребта. Руки кочевого таежника пахли ягодой дикой черной смородины, а его грудь украшал необычный древний амулет. Почувствовав, что художник заинтересовался реликвией, старик рассказал об амулете.

      Промысловый животный мир в горах богат и разнообразен. Поэтому здесь сохранились охотничьи обряды добывания удачи и обычаи бережного отношения к охотничьим угодьям. Таежник постоянно вел наблюдения о повадках и условиях жизни животных, на которых охотился и выживал в суровых горных условиях. Приручив Северного оленя, определил постоянные маршруты, связанные с местами отела и гона, в сочетании с сезонным перемещением промысловых животных, сохранял кочевой образ жизни. День от ночи кочевник отличал по солнцу и звездам, а природные сезоны по признакам. На гольцах зацвел багульник - ловится таймень, утки потянулись с юга на север, скоро перекочевка оленьих стад. Оленеводство, охота, ориентирование в пространстве и времени, привлекли внимание охотника к небесным явлениям, к наблюдениям за перемещением Солнца, Луны. Ночуя у кочевого костра, смотрел на небо, рассматривал звезды, взошедшую луну и встречал восход солнца. Фиксировал камнями места восхода и захода в дни солнцестояний и равноденствий, а также положения высокой и низкой луны. Солнце зимой низко над горизонтом ходит, а летом высоко. Зимними ночами полная луна поднимается высоко над горизонтом, в то время как летними ночами проходит на малой высоте. Растущая луна весной поднимается высоко над горизонтом, а вот осенью ходит низко. Таежник открыл период времени и по светилам считал дни. Таежник изготовил амулет Календарь Зверолова, подвеску с точками, закрученными в спирали. Кочуя в соответствии с ритмами небесных светил, рисовал животных, циклы миграции и время удачной охоты. Вовремя перегонял стадо оленей на новые пастбища, ориентировался на местности, определял время наступления дожей и туманов, предвидел наступление зимы или лета.

      В январе тайга покрыта снегом. Все животные прячутся от холода. Спит бурый медведь. Это время охоты на берлоге. Таежник не любит хитрые капканы и петли, он промышляет с ружьем и верной собакой Алактаем. С ее помощью находит берлогу, а при неудачном выстреле собака не даст медведю уйти или спасет жизнь охотнику, отвлекая хищника на себя. Попросив разрешение у Хозяина Гор, чтобы духи удачи дали добыть жирное мясо медведя, охотник на олене приблизился к берлоге. Спустив собаку, слез с оленя и стал ждать у берлоги, становясь ближе к выскочившему зверю, где легче попасть в него пулей. Охота началась трудно, зверь лежал неудобно и разбудить его, под кривыми корнями вывороченного дерева, оказалось нелегко. Собака работала у входа берлоги, и по ее поведению таежник судил, как ведет себя медведь. Зверь проснулся. Выскочившего из берлоги медведя таежник ранил и немного дал собаке потрепать его, аккуратно добил. Раненного зверя долго нельзя мучить, это не любят духи охоты. К добытому братишке таежник подходил осторожно. Случается, зверь прикидывается мертвым, а собака на глубоком снегу не так поворотлива и не всегда сможет спасти охотника, если он слишком близко подошел. Зверь оказался старой медведицей. Зверобой притравил Алактая проверить берлогу. Со старой медведицей находились прошлогодние медвежата и их охотник забрал живыми. Извинился, что снял шубу с брата. Взял с собою мясо и шкуру. А голову и когти на лапах, с уважением и почестями бережно оставил на берлоге, поблагодарив духов тайги за удачную охоту.

      В феврале восточный ветер дует, что есть сил у кромки леса, помогая охотиться на лося и изюбря, гоняя зверей по насту.

      В марте наступает весеннее равноденствие и кочует таежник на места наблюдения точек восхождения солнца, где громоздятся горы. Власть солнца с каждым днем начнет возрастать и природа вновь возрождается. Глухари собираются на месте токовищ, распуская крылья, и вырисовывая по снегу борозды- узоры.

      В апреле лазурь воды сливается с лазурью неба и в чистом дыхании гор бесконечного ряда, пушинками легкими летят на север стаи перелетных гусей.

      В мае раскат за раскатом и дождь зашумит с живительной силой над весеннею травой. Происходит отел домашних оленей. Таежник охотится на кабаргу, приманивая ее пикулькой. В конце мая пора кочевать тропою жизни к Белогорью в золотисто -рододендровую тундру в вершинах Саян. Летом опускаются тучи дождевые к подножию гор сплошной завесой, но надёжным ориентиром в пути для кочевника является различимые силуэты сооружений, сложенные из камней, расположенные определённым образом к сторонам горизонта. Такие камни одновременно часы, календарь, компас и жертвенники духам-хозяевам горных вершин.

      В июне горные вершины в дымке бирюзовой. Духи запрещают таежнику охотиться. Можно защищать оленей от нашествия мигрирующих стаей волков, которое иногда случается. С давних времен таежники почитают волка, видя в нем сверхъестественное существо. Они не убивали волков, думая, что остальные отомстят и истребят всех оленей. Волчат маленькими забирали с логова, которое находилось на территории охотничьего угодья. Оленеводы говорили о том, что волками распоряжается дух и позволяет задрать определенного оленя в стаде, когда матерая волчица приводит, учить охотится, молодых волчат. Поэтому подобные набеги волков на стадо часто расценивались оленеводами, как необходимая жертва, которая обязательно в будущем принесет удачу и потусторонние силы будут в дальнейшем оберегать оленей.

      В июле, пылает солнце, как расплавленный металл. Стоит охотник среди горных высот на рододендровом участке тундры, где цветы нежны и сказочно красивы, бережет оленей. В июне летнее солнцестояние, середина природного лета и самый длинный световой день в году, когда солнце достигает максимально высокой позиции. Таежник совершает обряд посвящения Хозяину Гор лучшего и красивого оленя. Под звучание Хомуса оленю на шею вешает ремешок, к которому привязывает разноцветные ленточки Джалама и просит оберегать стадо оленей. Сколько ленточек у Посвященного Оленя, столько и Оленей в стаде. Посвященного Оленя называют Солнечным, на этом Олене запрещено ездить верхом, перевозить грузы и спиливать ему рога. Ходит красивый Олень свободным по высокогорной тундре в вершинах Саян и вольные ветры развивают цветные ленточки вокруг его шеи, напоминая лучи солнца.

      В августе падает ночью снег на горах высоких, а на таежных речных долинах вырастают грибы. Среди ягеля и ползучей березки, на сплошном брусничном ковре появились бесконечные россыпи красных макушек подосиновиков, лакомство для оленей. Не в силах их удерживать в высокогорной тундре, перекочевывает с Белогорья на осенние пастбища. В это время таежник промышляет изюбря, кабаргу и сохатого, наслаждаясь тайгой. В это время в горах очень хорошо у гольца наполняющего вселенную мощью, и звезды обжигают мягким светом. В кедровом лесу на хвое, приятно сидеть, вдыхая пряный аромат ночных костров, вытянув уставшие ноги и не спеша спину греть. Поджаривать хариус, блестеть боковой стороной лезвия ножа изготавливая амулеты.

      В сентябре наступает осеннее равноденствие. В день солнцеворота ночь равна дню. Время вознесения благодарностей и таежник перекочевывает к своим родовым Святилищам в каменистую тундру, возносить просьбы и воздавать жертвы Даятелю пушнины и зверя. Где древние сооружения ориентированы по странам света. В своеобразных доисторических обсерваториях горизонтальной астрономии и отмечает места восходов и заходов светил. С их помощью определяет горные вершины и перевалы. С момента осеннего временного равновесия, власть солнца с каждым днем уменьшается. Саяны готовятся к зиме. Тучи спускаются вниз и собираются в стаи перелетные птицы, и начинается листопад. Наступает время гона быков Северного оленя. Появление одиноких диких северных оленей нежелательно, они иногда уводят из стада оленух, но таежник допускает диких самцов в гон, что бы яловость, ни была большой. У старых быков рога спадают после гона. В конце сентября с севера дует холодный ветер, и таежник кочует к месту проведения Малого Суглана, запасаться продовольствием для зимнего промысла.

      В октябре по первому снегу начинает терпеливо гнать драгоценного соболя по следу.

      В морозном и темном ноябре наблюдает метки и запоминает зимовочные укрытия берлоги спящих медведей.

      В декабре зимнее солнцестояние, самый короткий световой день, а ночи длиннее, таежник с добычей спешит на Суглан. В широкой и красивой долине, где подпирают небеса горные хребты, и притоки сливаются в реку Уду Саянскую. Где нет дорог, а перекочевка совершается верхом на оленях по тропам, проводится собрание охотников и таежных кочевых оленеводов всех древних родов. По окончанию Суглана, вновь охотник кочует промышлять медведя спящего в берлоге.



      Портрет лауреата

      В мире есть много прекрасных уголков, где жить одно удовольствие, а Тофалария настоящий островок счастья. Суровый и очаровательный край, где на горных склонах берут начало реки. Здесь укрывшись в труднодоступной местности, живут тихие люди, мудрейшее сообщество таежников. Ступая на кочевую тропу, они стремились к познанию ее объектов и явлений, осознали свою ответственность за поддержание экологического равновесия в природе. Если верить преданиям, они приручили Северного оленя. Их отличает скромность, искреннее радушие и невероятное бескорыстие. Единственное украшение – матерчатые ленточки красного, желтого цветов, привязанные к веткам деревьев, что развеваются от дуновений ветра, на фоне Вечного синего неба. Испокон веков Тофалария была местом поиска созвучия с природой, сюда отдохнуть душой, прилетают люди со всех уголков мира. Необъятные просторы гор, вековые снега, чистая вода, целебный воздух и природные творения вызывают удивление даже у бывалых поклонников экологического туризма. Плененные первозданной красотой, таежники осознают, что живут в диковинном крае и тонко понимают неповторимость ненарушенного мира. Соседи животных и растений редких или исчезающих, то есть ежедневно общаются с заповедной природой, частицей которой являются сами. Сердечно проникнуты чувством обожания, что нетронутая природа хрупка и с ней нужно обращаться бережно, не мешать возобновляться.

      - Все начиналось в 1980 году на перевале Хурэгтын-Дабан. В разнообразии красок багульника и снега, величественности скал и неба, манила тропинка украшенная цветными лентами. Та, в которой столько неизвестного, - сказал Русин Сергей. - Путешествуя, я понял, что у каждого таежника есть своя душевная гармония. Счастливые дети природы, просыпаются утром в хорошем настроении, радуются всему, что видят, всему, что их окружает. Такие люди не чувствуют своего величия и не наносят природе урон. Таежники умеют отдавать свои силы и душевное тепло, чтобы сохранилось в этом месте таинственное очарование и неповторимый дух древнего затерянного Райского уголка. Природа может существовать без людей, а таежники без нее не смогут.

      Герои творчества Руина Сергея позабыв о суете, кочуют по экологически чистому уголку нашей планеты, который таит в себе немало интересного. Присматриваясь к их жизни в горах, мы начинаем понимать, что природа - это действительно ценность. Здесь нерестится хариус, гнездятся гуси, медведь из берлоги вылез и счастливый таежник поёт про что, что видит оленей на фоне грандиозных панорам. Мы переживаем вместе с «Утхум», заботящейся о маленькой охотничьей собаке с больной лапкой и мы верим, что ее вылечит, и она станет преданным помощником. «Ишхэн Ехе-Нур» о сновидениях на стойбище под звездным небом, где снятся сны светлей снега на белках и ясного неба, сладкого пения птиц и прозрачных звенящих ручьев, где чуть дыша, осторожно, тише облака, в туманной пыли гольца кочуют олени по отрогам Большого Саянского хребта.

      - Тропа шла по перевалу Мусс-Даг–Дабан, - вспоминает путешественник. - Сменилась погода. Налетел холодный ветер. Хлестал косой, почти горизонтальный дождь. Каждый шаг давался с трудом. Очертания надежды, виднелись в темноте наскальными рисунками, и я увидел силуэты кочевых таежных оленеводов у каменных обо. Дождь и ветер исчезли внезапно, как появились. Я узнал этих вечных романтиков – на то глаз и сердце художника. Светился частично закрытый Луной солнечный диск. Перед взором начало лучится золотистым цветом полотно высокогорной тундры, наполняя Саяны ощущением жизненной силы.

      Творчество Сергея Русина своеобразное путешествие по миру красоты, впечатления от увиденных стран и экзотических ландшафтов. «Ия Саянская» утром на перекочевке расчесывающей густые черные волосы, вплетая украшение в виде лент, излучает искренность эмоций. "Урлыг" греет спину у кочевого костра. "Хиаи" заботливая хозяйка гор, пленяет жизненной силой и душевной простотой. "Холба" в окружении прирученных оленей и охотничьих собак, отвечавших за нежную заботу лаской.

      - Выбираю наиболее интересные места для посещения, а творчество освежает память о замечательном времени, проведенном в Тофаларии - обиталище сакральных духов Саян, помогает понять всё величие нашей чудесной планеты. Детей природы всегда слушать и рисовать интересно. Они очень непосредственны в живой реакции на искусство, - сказал автор. - Я, всегда запоминаю наизусть, мифы и сказки Тофаларские и повязываю ленточки в пользу благополучия. В походном рюкзаке храню дневники с таежными историями с вложенными с них душистыми цветами, перелётными листьями или амулетами подаренными таежниками.

      Это первая, иллюстрированная книга о Тофаларии с историями для чтения, расширяющая представление о том, какой мир загадок, который манит по ту сторону Саянских гор путешественников. Книга – это голос кочевника на тропах горной тундры и тайги, не выдуманные истории, а выстраивание фактов в последовательность, придающую им смысл, связанный с таежной культурой.

      Яркие краски синего неба Мус-Даг-Дабана и белого ягеля Чело-Монго привлекают внимание к поиску, личной истины со своенравной природой, перед которой человек не всесилен. В ней воспета гармония, чтобы каждый человек мог задуматься над тем, каким должно быть отношение к природе, не разрывающее связующие нити.

      . Таежный мир – это зеркало, в котором люди отражаются своими чувствами и поступками. Здесь нерестится хариус, гнездятся гуси, медведь из берлоги вылез и таежник с амулетом поёт про то, что видит оленей на фоне грандиозных панорам. В книге воплотилась мечта о том, как общаться, дружить и понять себя в таежном мире, иногда тихо сидеть у костра под звездами, ни о чем земном не думая, просто мило улыбаясь своим мыслям.




      Именно с прочтения книги, мы поняли, насколько родные Саяны красивы, гостеприимны и разнообразны, надо только выйти из дома и отправиться в путешествие, где заманчиво манят цветные ленточки, повязываемые у размытых тропинок. Колышет вольный ветер легкие ленты, они соприкасаются с отголосками древних обрядов, заставляют нас надеяться, что желание жить в согласии с природой начинает сбываться.

      Русин Сергей Николаевич

      Моя Тофалария

Комментариев нет:

Отправить комментарий