воскресенье, 27 мая 2012 г.

Щара-Ой






Низко в горах сияют крупные звезды,
Кочующим оленям, освящая протоптанный путь,
Над седою снежной пеленою сапфиров.
Лучше им не вглядываться в пропасть,
Не шагать с тропы в шерлопы и курум,
Лучше вверх смотреть, считая звезды,
Разглядеть мечту циркониевых вершин,
И сердцам в груди с надеждой биться,
Устремляясь к границам неба и земли.

"Щара-Ой. Тофалария". (Унгуштаева Мария, род Кара-Чогду). Тофалары. Портрет. Живопись. Холст. Масло. 80-80 см.

      Русин Сергей Николаевич

      Моя Тофалария

Окрыляющее богатство

      Таежник кочевал по горным хребтам Саян, по мирам с прилипающими небесами. Наслаждаясь суровой возвышенно холодной красотой. Сознание таежника восхищённо переплеталось с причудливым рисунком снежных гор, с бескрайностью приближающей бесконечность звезд. Таежник любил ночное небо, когда оно все было усыпано звездами и планетами. Для него звезды излучали неразгаданные тайны, чем чаще он всматривался в космос, тем больше чудес ему открывалось.

      Таежник сидел у кочевого костра на летнем стойбище и кипятил чай, добавляя в напиток листья багульник. Искры то костра подымаясь в танце, летели к Полярной звезде. Они спорили в красоте с яркостью созвездий, которые отчетливее вырисовывались с последними лучами закатного солнца. Тени от костра тянулись по камням и скалам. Небо с бездной бесчисленных звезд в бездонной бесконечности, стало напоминать уютный чум. Таежнику казалось, что чум удерживал сияющие посреди неба звезды. Верхним отверстием, к которому стремился дым, была Полярная звезда. Таежник долго пил чай и следил, как вращаются созвездия вокруг неподвижной звезды. Самые яркие в северной части небосклона располагались созвездия Большой Медведицы и Малой Медведицы. Звезды вокруг них золотились, сияли, краснели и иногда падали, приводя таежника в совершенное восхищение и вдохновение. Восхищаясь красотой звездного неба, таежник ощущал огромную радость, похожую сильное чувство, которое он когда-то испытывал в детстве, слушая рассказы старых кочевников. Очарованный созвездиями, внутри таежника заговорил голос из далекого прошлого. Он с восхищением слушал свое сердце; и чем больше голос говорил, тем больше чувствовал таежник потребность смотреть на звезды, и слушать сердце без конца. Восторг и ликование лились поэтической выдумкой.

      Вселенная, ее небо, земля, луна, солнце предстали перед таежником в виде живых существ. Жизнь неба рисовалась в облике Лунного Медведя, который гонит Солнечного Оленя с востока на запад. Лунный Медведь догнал и схватил солнце и остановился хозяином посредине неба. Он спрятал светило в своих могучих лохматых объятиях, и над горами наступила ночь. Не стало смены дня и ночи. Звери, птицы, деревья, горы, реки и таежники пришли в замешательство. Они не знали, что им теперь делать. Один смелый таежник из племени Черных Гусей, с детства ощущал себя птицей и вызвался освободить Солнечного Оленя из плена. В одиночку, вышел он из занесенного снегом чума и побрел по горным хребтам охотиться на Лунного Медведя.

      Бродяга в темноте кочевал по снежным вершинам, которые отражали звезды, и незаметно шагнул на небесную тропу Млечного пути. Таежник ощутил некоторое беспокойство. Мелькали мысли, если вдруг не будет сопутствовать ему в небесной охоте счастье. Или небесный Лунный Медведь окажется сообразительнее и сильнее таежника. Может больше не вернется он в свой теплый чум, не сможет жениться и не услышит ни детского смеха, ни слов благодарности таежников племени. Пролетели в сердце таежника тени чувств возмущение, раздражение, ненависть, страх, разочарование.

      Он хорошо посмотрел в глубины своего сердца и осознал там эмоции беспокойство, напряжённость, замешательство, тревога и боязнь. Прижимая амулет Черного Гуся таежник, говорил о своей проблеме и попросил помощи. Появилась робкая надежда, что не откажет в покровительстве Небесная птица и даст совет, как перехитрить огромного медведя и освободить из его лап Солнечного Оленя. Птица дала ему цветные ленточки, дарующие охотничье счастье. Во время небесной охоты, как родного брата таежник встретил Лунного Медведя у Полярной звезды. Шубу небесного братишки украсил медовой красотой желтыми ленточками. Таежник ласково уговаривал и хвалил зверя, заверял, будто не будет добывать братишку. Приглашал в небесный чум вместе с Солнечным Оленем и обещал, что поменяет солнце на вкусный мед. Доверчивый Медведь пошел на встречу к таежнику. Как для дорогого гостя, досыта угощал Медведя медом. Засыпая, небесный хулиган, расслабился и выпустил Солнечного Оленя из скользких лап, перепачканных медом. Перешло солнце в руки небесного таежника. Счастливый таежник укочевал по небесной тропе на запад, разгоняя полет светила купающиеся в золотистых лучах Саянам.

      Косолапый медведь проснулся и поспешил вдогонку за Солнечным Оленем. Доверчивый зверь не обиделся на медовую хитрость таежника и остался близким его братишкой. Но на дружеской пирушке забыл таежник амулеты небесной охоты, и навсегда запечатлелись они на небе в виде звезд в созвездиях. Вечно напоминанием амулеты о запретах, которые нельзя нарушать в Саянах. Во время охоты нельзя помышлять о брачных утехах и допускать тени отрицательных чувств, это отпугивает добычу. Созвездие Большая Медведица напоминает о охотничьих мифах и собирает чувства в сердце. Пусть сердце наполняют: интерес, восхищение, благоговение, симпатия, трепет, привязанность, благодарность. Созвездие Малая Медведица напоминает, о запретах охотничьих и собирает эмоций в сердце: изумление, увлечённость, энтузиазм, надежда, радость, счастье. Добрые эмоции и чувства, это и есть настоящее, окрыляющее звездное богатство влюбленного в небеса и горы таежника. В ясную и безлунную ночь, таежник глазами и воображением, в этих созвездиях разглядывает свои небесные амулеты.

      - В безлунной необыкновенной ночи, звезда Полярная сияет, уводит невзгоды, - думал таежник. - Всё равно свети, если на таежной тропе, счастье встречу или увижу сны наяву.

      Последняя пульсирующая звезда в хвосте Малой Медведицы и есть Полярная. Переменчивая звезда, это последний забытый на небе таежником амулет Счастье. Неподвижный северный амулет счастья неизменно занимает одно и то же положение над горизонтом гор, а близкие звезды охраняют полюса Счастья. Это амулеты Надежда и Радость. Ходят надежда и радость вокруг счастья по небесной сфере, помогая кочевникам ориентироваться в таежной жизни.

      - Подмигивая синими глазками, на холодный Север кочует Медведица Большая, - подумал таежник. - На дне ковша растворилось небесное счастье бездонное.

      Рассматривая свои небесные амулеты, таежник и на охоте голову добытого медведя, уложит на берлогу под самую яркую Полярную звезду. Небесный амулет Счастья всегда видно в отверстие в чуме, откуда пришел первый мифический зверь. Сквозь это отверстие в чуме он общается с Бескрайними Мирами и: верит, что дух медведя возродиться вновь, в виде проливного метеоритного звездного дождика вернется в Саяны. Шкуру и лапы созданного духами Священного зверя, не использует для бытовых нужд, а делит на семь амулетов счастья: мудрости, честности, достоинства, смелости, непобедимой мощи, силы и благоразумия.

      Таежник сидел у кочевого костра, а олени лениво брели вдоль горного хребта, вдыхая неспешно мшистый воздух и отражая глазами звезды бесконечно синего небо. У небесных врат под Полярной звездой догорал кочевой костер, и угольки еще не превратились в пепел. Таежник совершал скромные приношения, подсыпая сухие цветы и листья горного багульника в кочевой костер, с просьбами о ниспослании здоровья и удачи всему живому. Чудесным столпом искры стремились ввысь в распахнутый купол, к загадочным светилам, сестричкам амулетам – звездам. Восторг и ликование от воображаемого путешествия по звездному небу, менялись на простое восхищение полной красотой неба и вечного чуда. Восхищение звездами для таежника не только путешествием в счастливое детство, звезды он рассматривал, как приглашение в неизвестный мир Вселенной.

Комментариев нет:

Отправить комментарий