воскресенье, 1 января 2017 г.

Влажный снег


      Глубокой осенью сильнее кружила прохлада, охлаждая плывущую шугу в ручье, нарастающую тонкой ледяной каемкой по краям берегов. Пройдя вверх по горному ручью, любознательный медвежонок подошел к небольшой ямке. С одной стороны в ручей уходила отвесная скала, с другой мыс из мелких и крупных камней. Ручей был глубокий. Медвежонок определил, что с верховьев веет холодком и устремляется туда. Проверял родники на дне и воды талых болот на вечной мерзлоте. Свежая чистая вода с хариусом, светилась голубовато-изумрудными оттенками, притягивала попутно крупного тайменя. Медведи не ловили Хозяина холодных вод, приписывая этому существу чрезмерные качества.

      - Хозяин всех рыб умный, - говорили старые медведи. - Его вытащи на берег, а он снова уплыть может.

      Соблюдался принцип пройди мимо, если увидел тайменя. Сегодня случай был особенный. Мощной черной стрелой взметнулся сильный таймень за хариусом. Взрыв брызг воды и нет хариуса. Умный таймень затаился. Хариус приблизился поближе к ямке и новый бросок. Недаром его зовут хозяин холодных вод.

      Неожиданно пошёл влажный снег плотно налипая на скалы, серым маревом соединяя унылую горную и небесную тундру. Таймень залег на дне темной глубокой яме у самого берега, прячась от суеты и отливая бледным блеском. Таймень заходил в каменистый ручей средь снегопада один раз в год, и медведи разговаривали с ним. На этой яме маленький медвежонок помнил, как отцу удалось беседы вести с тайменем. Сегодня он надеялся, что ему повезет. В эту ямку, всегда приплывал мудрый таймень. Рано утром на перекате, таймень начал охотится на мелкого хариуса. Любопытный медвежонок, подобравшись поближе к струе, на местечко стоянки крупного хариуса. За большим валуном на границе между течением после переката и ямой тайменя караулил пытливый медвежонок. Его глаза блеснули огоньками алмазами. Медвежонок рассматривал темную спину тайменя с серыми боками и уплощенную голову с большим ртом. Красавиц был раскрашен в многочисленные темные пятнышки округлой формы и оранжево-красными плавниками. Он прятался и увлечённо поджидал добычу.

      Насыщенная живительным кислородом вода кипела на быстротоке вокруг камней, а ближе ко дну, на спокойном клочке, скапливался хариус. Медвежонок завел когтистую лапу медленно за голову тайменя и зацепился за жабры. Одним ударом лапы этот хищник мог бы снести ему голову. Таймень сделал рывок в сторону. Медвежонок одной лапой сильное мускулистое тело, покрытое мелкой плотной чешуей не смог удержать и соскользнул в воду за тайменем. Под водой медведь дышать не умел, нахлебался воды, а нос забил песок. Медвежонок чудом не захлебнулся в чёрной воде, к мордочке клеились и прилипали колкие, резкие льдинки. Невозмутимый таймень вывернулся из-под рушившейся на него туши и раскрыл свою пасть вооруженную многочисленными мелкими зубами. Медвежонок таких зверей еще не ловил и просто никогда не видел такой мощи. Медвежонок засунул свою вторую лапу глубоко в глотку, таймень неожиданно сомкнул свои челюсти. Медвежонок захлёбывался ревом от боли. От неожиданности медвежонок попытался выдернуть свою руку, но не тут-то было – речной хозяин повис на лапе и не хотел ее отпускать. Раздался рёв, медведь никогда не попадал в такую ситуацию и не знал, что у рыбы могут быть такие острые зубы. Дикая вода старалась помогать вырваться тайменю из этого капкана и перетащила сцепившихся противников в пенную яму. Задние лапы медвежонка не доставали дно и отказали, отдалялся берег. Медвежонок попытался выдернуть или засунуть свою лапу глубоко в пасть тайменя. Борьба медведя и тайменя длилась долго. Медведь, видимо, зажатый между больших острых камней, измотался, и сопротивления не оказывал. Таймень норовил в глаза медвежонку взглянуть. Надеждой глаза светились. Поняв беспомощность медвежонка, неожиданно разомкнул свои челюсти. Медвежонок, пережёвывая лед, медленно выполз на берег. Смелые горно таёжные души соприкоснулись. Храбрость спасала им жизнь. Почти невидимый хозяин вод с ним заговорил.

      - Здесь нет границ внезапности встреч, - сказал таймень. – Я хозяин речек, ты в тайге важно ходи.

      За не удачную любознательность медвежонок расплачивался, из прокушенных лап в воду, на камни, песок и лед, обильно окрашивая в алый цвет. Продрогший медвежонок тише не бегущей воды уходил по нарастающему мокрому снегу в таёжную мглу, мордочку мыть неухоженную. Стирая границы меж горной и небесной тундрой весь вечер и ноченьку шёл, падал и плакал мокрый снег похожий на одиночество. Попадая на поверхность каменистого ручья, растущий снег не таял, образуя кашицу в виде снега и воды. Сверху зябко ложится новый мокрый снег, и вода в кашице подмерзала. Проплывая по течению и застывая, мокрый снег ёжился и превращался в кусочки промозглых льдинок, слипающихся в тоненький ледок.

      Русин Сергей Николаевич

      Моя Тофалария

Комментариев нет:

Отправить комментарий