пятница, 16 июня 2017 г.

Заветный олень


      У охотника выходных не было, кочевал и охотился верхом на северном олене, спал в седле, но в череде непроглядных будней раз в год отмечал важное событие оленного календаря. В месяц сбрасывания старых рогов и начала роста новых, после долгой спячки Солнце, словно гордая птица, парило над тайгой и вершинами гор, а олень умывался талой водой. Охотник с подвижным стадом переезжал с зимних пастбищ на отёл, а затем на летний выпас к доступным кормам в вершины Саян. По своим правилам общаясь с живым миром природы, время и направление вольного кочевания не менял. Расстояние измерял в днях оленьего пути, а преодолевая горные перевалы, полыньи и гололёд про оленей не забывал, они не терпели отступничества. Всё вращалось вокруг ближайшего друга оленя, а человек хранил чувство уважения перед выражающим смысл жизни - заветным животным. Выделял оленей женатому сыну сразу после женитьбы. При потере оленей, пострадавшему собирал по оленю со всех сородичей, а при встрече на промысле обменивался с друзьями.

      В беспросветных буднях ясного неба и снежной слепоты охотник совершил остановку на главном стойбище. В чистом очаге от кочевого уголька одетого в бересту Хозяйка чума бережно развела огонь солнечного рта - костровища. Сохраняя общность крова и рода, следом свои угольки в общий костёр принесли сородичи со своих угодий. Устав от таёжных тревог, вместе кормили языки пламени ветками хвои и добытой пищей, вызывая милость и призывая удачу. Всем на переносице мазали солнце очистительной золой, обменивались верными оберегами и цветными лентами - желая крепкого здоровья. Кипятили чай, пекли пресные лепешки, обговаривая новости и совместные дела - накопившиеся за зиму и смеялись под Солнцем, Луной и звёздами.

      Свалившееся счастье, охотник делил на части, а весна улыбнулась оттепелью. Щёлкая глухари, крыльями чертили знаки по насту токовища. Чуя ягель под снегом, и раскапывая сугробы широкими копытцами, животные отзывались. Созданные природой и прирученные человеком, олени общались на одном языке, перестукивании копытами и подергивали головами. Белый, как снег заветный олень с гордо поднятой головой, различая очертания светил, шёл, а остальные двигались за ним вереницей, оставляя за собой узкую тропу, в пространстве слепящих вершин, зелёного кедрачей и синего неба. Собаки радостно лаяли и люди брели вслед за стадом вокруг чумов из шестов обтянутых шкурами. На верёвках между деревьями трепетали разноцветные лоскутки материи, символизирующие лучи солнца. У оленных камней таёжники в шубах и камусах обменивали пушнину на товары. Пластинами из оленьих рогов дети играли в гордых орлов и снежных барсов, исхудалых волков и медведей-шатунов, выслеживающих оленье стадо. Уберегая от хищников и перегоняя на ягельные пастбища, мечтали о рождении оленят. Маленькие охотники искали оленя - хранителя душ будущих телят, которые будут принадлежать им. В горной тайге люди становились частью природы, как дети, а заветный олень считался источником достатка, мерилом удачи и семейного здоровья. Надеясь на чудо, оленьи дети в оленью вьючную сумку вложили оберегающие души птички. Под горловые напевы, приобщали оленя к родовому огню - лоб мазали серою золой из солнечного рта - костра.

      Независимый олень с комком волос на шее ничего не требующий взамен и добывающий круглый год подножный корм, исполнял мечты людей и приносил охотничью удачу. Дух помощник при камлании - олень был осязаемой таёжной правдой и для сердца кладом. Без оленя не могли люди выжить в суровых условиях горной тайги, заниматься привычными промыслами своих предков. Живя под открытым небом, олень вездеход, труженик и целитель по тропам кочевал с человеком, где требовалась его помощь. Олень охранял от опасностей, дышал человеку в грудь, лоб и рот, своим теплом согревал и лечил. Оленю в рот слюну хворого человека втирал – недуг и боль снимая. Отвар из ягеля накладывал на раны и ссадины.

      Позабыв осенние драки гона, соперничали быки в оленьих играх. Сверху на них восседали молодые оленные охотники. Олени-быки топтались и храпели, толкались и бежали, разведя в разные стороны уши, вытаращив глаза и длинные языки. Быки состязались за первенство, а важенки строили главенство по известным только им правилам. Между ними шла невидимая, но почти осязаемая связь и единение. Важенки не забывали о важности пространства для личной жизни, а быки оспаривали первенство, поделив стадо на основную, транспортную, дойную и шаманскую части. Не дшорчая Хозяина гор не били оленей для стойбища и для охоты, не ругали важенку. Под размеренный бой бубна, не пытались отстать или гнаться за временем, а просто жили. Оленные охотники на лето уйдут на вершины гор встречать солнце, а сегодня в обществе друзей совершали условную перекочевку вокруг посёлка по кругу заслуженного уважения на личном олене - заслуженном обереге верности роду.

      Старейшина рода оценил результаты промысла, сохранность взрослых оленей, деловой выход молодняка и яловость маток. Дал советы по племенной работе и необходимости разработки особых мер по сохранению уникальной тофаларской породы. Самые крупные и выносливые животные находится на грани стабильного состояния, что сравнивается с потерей таёжного разнообразия. Дробление или исчезновение отдельных видов снижает плодовитость животного мира, обедняя природную кладовую товаров и услуг, которыми люди постоянно пользуются. С сохранением оленей познакомил местную общину с принятой культурой оленеводов Восточных Саян: сойотов, тоджинцев и народа Духа, позволяющей оставаться здоровыми оленеводам и их оленям. Животные дающее свою жизнь людям, состарившись не должно сердиться, а утрачивая земную плоть - возродится из мира не рождённых душ молодым в своей белой шкуре.

      Ветераны вспомнили дедов фронтовиков. Георгиевской ленточкой почтили память ветеранов Великой Отечественной войны, из отдельных оленно-лыжных батальонов сформированных из оленных охотников, которые призывались в армию вместе с оленями. Условия фронтовой жизни на северном направлении советско-германского фронта были необычайно суровыми. Серьёзной проблемой было обеспечение транспортного сообщения на огромной по протяжённости линии боевых действий. Передвижение любого транспорта по крепкому насту, сопкам и горным ущельям было практически невозможно из-за отсутствия дорог и глубокого снежного покрова. Вьючные и верховые олени защищали северные рубежи, эвакуировали раненых с полей сражений, доставляли грузы, оружие и обеспечивали связь. Олени сами себя кормили, не боясь мороза и вьюги, перевозили к переднему краю бойцов и боеприпасы, вытаскивали сбитые самолеты. В условиях маршевого пополнения фронтам оленные охотники служили следопытами, стрелками и проводниками.

      Охотник не брал с тайги больше, чем необходимо для пропитания, потому что жил не только сегодняшним днем, а думал о своих потомках. Молодые ученики, верные обычаю предков, вместе со своими оленями добыв соболя, в эти дни играли свадьбы с гулянием и обменом сувениров и амулетов. Проводя медицинское обследование, обучились методам оказания оленям первой помощи и предупреждению недугов. Заниматься оленеводством не просто: дикие олени в гон уводят домашних самок из стада и настоящей бедой становятся волки и медведи. Рядом с прирученными оленями обитают дикари. Прирученный олень тяжелее дикаря, крупнее и отличается спокойным характером. У дикарей неистребимая тяга к перемене мест и они способны уводить за собой прирученных. Диких оленей нельзя отстреливать - они находятся в Красной книге. Травить лютых хищников запрещено, нет системы отстрела. Выследить медведя-шатуна под силу очень опытному охотнику. Волк очень хитрый зверь, нападает только ночью. За раз волчья стая может уложить до десяти животных, бросая туши в тайге. По древним приданиям, брать это мясо нельзя - волки могут загрызть всё стадо. Поэтому мясом прирученных оленей люди не лакомятся. Велик риск утраты от стихийных бедствий: оползней, селей, гололёдов, наводнений, пожаров и ошибок. Гибель нескольких оленей - большой убыток, а падёж стада означает разорение рода.

      Во время обманного отела под пригревающими лучами солнца верхний слой снега подтаивал, а ночью мороз его замораживало. По плотной корке снега охотник готовился к длительным переходам в места отела важенок. Олени переносят жёсткий климат гор, при котором другие домашние животные не выживают. Олени - это польза и суть для бесхитростных детей тайги, заведомо думающих об охоте на копытных и пушного зверя. Человек даёт оленю соль, защищает от хищников и лечит болезни, а олень оленеводу - друг, братишка, помощник в охоте и кочёвках, дарующий все необходимое. Оленю приписывают целебные силы, способность разыскивать лекарственные травы и целебные источники. Чем больше стадо, тем легче в дремучих таёжных дебрях добывать охотничье счастье, обеспечивая деньгами семью и становиться богаче. Влюблённый в белый снег олень часть судьбы детей тайги, а они вносят в таёжную оленеводческую культуру свою лепту: улучшают разведение и методы охоты, предметы быта, обогащают мифологию. Одушевляя все силы природы, оленные охотники не умело просят, но верят, что олень - вестник и проводник, указывающий единственно возможный земной путь. Жизнь детей тайги и путеводного оленя неотделима. Плоские, широкие, с заостренными краями копыта хорошо передвигаются по льду, снегу и болоту. Наступая на ногу, пальцы раздвигаются, и боковые копыта касаются почвы, а щетка из растущих между копытами жестких волос создает не скользящую поверхность. Олень помогает приспособиться к трудным условиям жизни, прямым и твердым, простым и честным людям - осваивающим недоступные горно-таежные просторы. Кочевание с оленями естественно сложившийся образ жизни, соответствующий обычаям и служит сбережению разумного развития. Каждый выход в тайгу для них новый цикл непростой жизни, не прерванная тропинка, ведущая к уникальному укладу кочующих таёжных оленеводов-охотников. Живя в согласии с Хозяином гор, дети тайги отпустили на волю носителя духа стада. Избранный олень с обесцвеченной радужкой горящих огнём глаз - наблюдая днём солнце, а ночью луну, безошибочно предсказывает погоду и стихийные бедствия. Обаяние и сила оленя, его мирный нрав, способность кормить и защитить себя и быть терпеливым и стойким, крепким и закалённым очаровывало людей.

      Заветный олень не просто красивое животное, а оберег, хранящий стадо и людей. По поверьям он умеет творить разные чудеса, говорит со зверями и понимает человеческий язык. В обращении солнца по кругу, открывает тропу через не проходимые горы. По глубокому снегу суровой зимы и по болотной топи дождливой осени, по наледям запоздавшей весны и по летним тучам зудящей овода он ведет к счастью стадо. Охотники переселяются на новые стойбища ведомые солнцем в виде оленя. Заботятся за оленями по родовому принципу - родственники по отцовской и материнской линии, их дети и внуки. Помогая друг другу во время кочевок за оленьими стадами, защищаются от жизненных невзгод, обучают детей, подкармливают животных, занимаются разведением. У вершин гор с чистым воздухом и прозрачной водой бурных рек с порогами и водопадами в день летнего солнцестояния открывают небесные ворота. Охотники попросят Хозяина гор назначить оленя для посвящения. Масти снежной белизны заветного оленя посвятили Небу и Земле. С начертанными на спине знаками солнечной силы он превращается в птицу-оленя. С не рождёнными душами имеющий связь олень, призван сохранять поголовье и подниматься к звёздам седьмого неба за душами будущих оленят. Посвящённого оленя до естественной старости не используют для езды и охоты, а навьючивают родовые сумки цветными лентами и оберегами для выполнения обрядов.

      В природном возрождении на проталинах пробились первоцветы, загалдели перелётные птицы и полиняли пушные звери. В светлые дни начала весны олень остался заветным животным, дарующим оленеводам смысл жизни. Общее костровище медленно догорело в пепел и угли и на переносице оленей люди нарисовали солнце золой - пожелание бодрости. Заветный олень повёл важенкок по солнечным тропинкам в отдаленные горы для отёла, сохраняя свою привязанность к безопасным и спокойным местам, где можно укрыться от ветра в зарослях травостоя с проточной водой. Рождение первого олененка - важенки связал с урожаем кедрового ореха, а бычка - с обилием соболя. Сумев встать на свои тоненькие ножки дитя заветного оленя, молодой важенки противостоит злому натиску хищников и проказам ненастья. Хороший прирост стада будет добрым знаком правильной жизни. В первые дни важенка и теленок ничем не обнаружат своего присутствия. Они пугливо будут держаться в заболоченных местах, где в промежутках между кормлением теленка важенка сама кормится травой пушицы и свежими листьями. Оставив теленка под охраной человека, будет перекликаться с ним хорканьем. Оленёнок будет доверять человеку, с ним дружить и странствовать. Если у отелившейся важенки пропадёт молоко, человек окурит её дымом багульника. В полевых условиях охотник сделает прививки и обработку против подкожного овода. Настороженные олени, держась с подветренной стороны, и при малейшем шорохе и запахе хищника будут искать спасения рядом с человеком у огня кочевого костра. Олень полудикое животное, за которым постоянно следит человек, на нетронутых ягельных пастбищах оберегая от лютых хищников и беспощадных болезней. Приметив ледниковый ветер со снежников горной тундры, избавляющий оленей от овода, заветный олень поведёт храбрых людей и их детей по звериным тропам в вершины гор, где можно выжить и ни от кого не зависеть. Для детей тайги при длительных переходах кочевать верхом на олене - доброе приключение.

Тофалария

      Русин Сергей Николаевич

      Моя Тофалария

Комментариев нет:

Отправить комментарий