понедельник, 18 сентября 2017 г.

Гонец Чингисхана


      В осеннем тумане стойбища, прогоняя серость бытия, начинались все пути и даже к монгольским коварным перевалам. Родина горная моя в обычных тёплых юртах, пред миром в легендах не теряясь, доказывала, что сравнима с Вселенной. Среди таёжных дебрей, охотники - оленеводы в дружбе жили. Не знали никогда они за горизонтом пространство, охотились, давали им пропитание горы. Однажды к снежным вершинам с бушующим ветром перемен юный человек приехал. Таких гостей ещё не видели таёжные люди и встретили его радушно и открыто. Вокруг вершин величавых гор зажили люди в совместных заботах, из золотого камня сердце было их нового властелина. Он подал им особый знак знамением, свободно кочевать с оленями. Повелителя правителей с вершин гор, позолотившего таёжные просторы звали Темуджин.

      Темуджин был провозглашён великим ханом над всеми горами и землями и принял имя Чингисхан. Основными властными атрибутами в империи сделал: знамя, золотой шатёр, трон, халат с поясом, печать, барабан, жезл, шапка и пайцзы. Сотнику выдавали верительную дощечку серебряную пайцзу, тысячнику — золотую, темнику — пайцзу золотую с изображением льва в нижней части, солнца и луны — сверху. На всех была одинаковая надпись: «По воле Вечного неба и по великой его милости к нашему государю, да будет благословенно имя хана и да исчезнут все ослушники». Официальное лицо наделялось высшей властью, символом на пластинке был сокол.
Правителям и военачальникам на просторах Евразии выдавали наградные, присваивавшие её носителю определённый титул, звание или должность. Это были круглые пайцзы с изображением тигровой головы и именем держателя. Эти пайцзы заносилось в реестр. Знатным чиновникам вручали подорожные – выдаваемые чиновникам для выполнения различных поручений. Они носили пайцзу с надписью: «Указ пожалованного Небом императора Чингиса. Должен вести дела по усмотрению!» Следующая по значимости — простая золотая пластинка с надписью: «Указ пожалованного Небом императора Чингиса. Спешно!» Серебряная табличка с изображением луны, выдавалась для проезда на казенных лошадях по Государеву повелению и давала право на получение лошадей и эскорта. Все гонцы по возвращении сдавали пайцзы, которые служили своеобразным удостоверением для их обладателя.

      Послам давали две пайцзы, с соколом, и одна со львом. Написано было, чтобы всюду трех послов почитали и служили им как самому владетелю, давали лошадей, продовольствие и провожатых. Пайцзы служили своеобразным металлическим удостоверением к письменному документу — ярлыку. Если документ по каким-то причинам утрачивал силу, пайцза у держателя оставалась до получения нового ярлыка, как в случае с жалованными грамотами. Достаточно было иметь одну пайцзу на весь период правления хана.

      Широко использовались посланниками золотые бирки, шириною в ладонь и длиною в пол локтя, на которой писался приказ хана. Кто её имел в руках, тот мог приказывать что хотел, и это исполнялось без замедления. Был специальный золотых дел мастер, который чеканил пластинки при ставке хана. Чтобы избежать подделки, на пайцзы ставилось клеймо со сложным узором солнца с восемью лучами, стрелы и полной или неполной луны. Пайцзы бывали медные, серебряные и золотые, украшались драгоценными камнями и надписью. Выдавались правителями, как символ делегирования власти и наделения особыми полномочиями. Носилась при помощи шнура или цепи на шее либо на поясе. На пайцзах ханы ссылались на волю Вечного неба. Формула «Силой Вечного неба» на ханских пайцзах и монетах заменяла символ веры.

      По горам от стойбища к стойбищу кочевало таёжное предание, как Чингисхан увидел сон, будто на снежный горный перевал не могла взойти его лучшая лошадь. Напуганный, он призвал к себе придворного толкователя снов.

      - Кузнец плохо подковал лошадь, и она на перевале потеряла подковы, - сказал хан. - Из-за лошади гонец не доставил донесение. Из-за не доставленного вовремя донесения мы не выиграем еще одну битву.

      - Повелитель, - неосторожно ответил толкователь. - Сон говорит о том, что по глубокому снегу в Саянских горах быстро ходят только северные олени.

      Властелин разгневался, но немного подумав, повесил толкователю на шею цепь с серебряной пластинкой и велел, горяча коня, отправиться простым гонцом к таёжным оленеводам.

      - Будешь наблюдать в горах за путями моими, - сказал хан. - Чтобы не грешил мне языком своим.

      На пайцзе гонца надпись уйгурским письмом гласила - «Указ пожалованного небом императора Чингиса. Должен вести дела по усмотрению». Между надписью и отверстием стоял знак оленя, покрытый позолотой.

      Невзначай у гонца, скачущего во весь опор, прыгало сердце, в Вечном небе кружил сокол крылатый вестник побед. Меняя взмыленных лошадей на перевалах, поспешно еле жив, быстроте своих могучих ног спешил. Но лошадь перегнать оленей не могла. Гонец осознал, в недоступных горах и непроходимой тайге без оленя жизнь ничтожна и пуста. Оленей догоняя, взобрался на вершину кочевого стойбища к накормленному и согретому у кочевого костерка старейшине, уставший бедняга гонец. Пот тёк с его лица, разрывая ворот, показал пайцзу и начал пересказывать поручение хана, хрипя и задыхаясь после трудного перехода.

      — Хан повелел вам сказать, - сказал вестник. - Чтобы вы дали ему белого оленя с чёрными глазами.

      — Всё понятно, — ответил старейшина.— Доложи хану, что он получит столько оленей, сколько воинов в его армии. Ногой крылатою касаясь перевалов, пройдут олени осыпи и скаты зубчатых гор, кипящие отмели каменистых ручьев и бурных рек, солнца быстрей и выиграют все сражения.

      Вестник умело отделял мнение от факта и в Восточных Саянах создал с оленеводами сеть тропинок и ввёл повинность, содержать и поставлять оленей для перевозки гонцов и посыльных с их кладью в северные земли. В труднодоступных горах оленеводы – охотники служили проводниками и помогали передавать сообщения на огромные расстояния с большой скоростью.

      Гонец учил таёжных оленеводов тактике ночного боя, отражать неожиданные засады и другим уловкам и хитростям при охране ханских послов. Он сделал их ответственными за безопасность почты и вручил таёжникам медную пайцзу с текстом - «Объявление. Следует остерегаться злых». Проезжали по оленьим тропам чиновники и воины с пайцзами - «Государственная доверенность» и «ведет дела по усмотрению, как бы мы, лично ехали». Поскольку кочевники видели мало пользы в деньгах, они измеряли свое богатство табунами лошадей, отарами овец, стадами оленей. Они цени оружие, уздечки и седла. После глобальных завоеваний, Чингисхан подчинил огромные территории Евразии. Во всех улусах империи была создана сеть дорог по долготе и широте земного пояса. Установлены ямы - почтовые станции, для быстрого и беспрепятственного передвижения посольств, гонцов и иной дипломатической корреспонденции. Это потребовало немало властных усилий и финансовых средств. Золото стало считаться высшей ценностью, символом всего сущего, вечности, нетленности, прочности и истинности. Предметы из золота были знаками высокого статуса в социальной иерархии империи и увеличения силы проклятья в клятвах на верность.

      До образования империи денежная система была основана на сборе дани в виде серебра. Включая в свою кочевую структуру экономически развитые города Центральной Азии, Ирана и Китая, Европы и Сибири, принял Чингисхан единую валюту, которая устроила всех. Чингисхан начал чеканить монеты по хорошо отработанной схеме - из золота, серебра и меди, с арабскими надписями - с именем хана на одной стороне и именем халифа, на другой. «Предводитель верных» – обычная надпись для халифа». А для Чингисхана - «Справедливый верховный Чингисхан».

      На монетах обязательно отчеканивалось имя верховного Чингисхана, «Хан, справедливый». Ниже чеканился лук, символ власти, скачущий всадник, натягивающий лук и целящийся в птицу, ниже собака. Чингисхан сам по себе, поклонялся Вечно Синему Небу и единый тип серебряной монеты с надписью - «Праведный, Великий, Чингисхан» на арабском языке дирхам.

      Монеты чеканились и для Восточной Азии и выглядели совершенно по-китайски, то есть, были из литой бронзы с квадратным отверстием в центре. На монетах не изображали правителя. Такие монеты встречаются и сегодня в местах поклонения легендарным камням на перевалах горных хребтов Восточных Саян на границе Монголии, то есть - в Бурятии, республике Тыва и Тофаларии.

      Монеты Чингисхан были с двуязычными надписями. Многоязычным было население империи, что и нашло отражение в монетном деле. На всех монетах присутствовала уйгурская надпись. Уйгурское письмо было письмом чиновников Чингисхана. На уйгурском языке писались повеления на пайцзах, удостоверениях личности тех лет. Серебряные и золотые монеты Чингисхана с изображением воина с мечом и верхом на лошади с надписью - “ Справедливый – Великий Чингисхан” ходили по всей крупнейшей в истории человечества континентальной империи. Наполняли силой налоговую и финансовую системы эти наличные деньги, выпуск которых восстановили там, где они были, и организовали там, где до того не чеканились монеты.

      Грамотная таможенная политика, безопасные дороги, умная дипломатия, скопление денег у Чингисхана сделали главными торговые дороги, связывающие Европу с Индией, Китаем и Центральной Азией. Пролегали пути Чингисхана и его многотысячных войск, чиновников, гонцов и купцов овеянные легендами и сказаниями, от яма к яму через Корейский полуостров, Маньчжурию, Прибайкалье, Тункинскую долину, Саяны, берега Каспийского моря, выходили на порты Крыма, а по степи доходили до Венгрии и Польши.

      В разных местностях сохранилось много памятных камней с названиями: «Тропа Чингисхана», «Конь Чингисхана», «Гонец Чингисхана». У таких артефактов по склонам гор бродили легенды о ревностном защитнике Ченгисхане. Старинное предание гласило, что раненый отравленной стрелой Темуджин отправил гонца к радушным и открытым таёжным людям, и они исцелили его оленьим молоком. Изустно передавались достоверные слова благодарности хана, написанные на пайцзе - "дорогой моей будут снежные горы". Не заросли в Восточных Саянах почитаемые места с повязанными цветными лоскутками. Ветер, которому в горах свободно и раздольно, раздувал небесного цвета ленточки. Вокруг камней выкладывали проезжающие вестники и гонцы, мелкие камни, монетки, пайцзы и жжёный пепел. Кружили вокруг стланика и снега на почитаемых вершинах, несчётное число раз гонцы по тропинке Ченгисхана в том же направлении, в каком солнце совершало свой бесконечно длинный путь.

      Русин Сергей Николаевич

      Книга "Ленточки странствий"

      Моя Тофалария

Комментариев нет:

Отправить комментарий