воскресенье, 17 сентября 2017 г.

Отмеченный звёздочкой


      В чудесной таёжной стране были великие снежные горы, покрытые пушистыми шапками с белым и мягким снегом. Таёжные охотники образно представляли солнце в виде живого существа – гигантского северного оленя, за день он пробегал по всему небосклону и к ночи погружался в жилище матери Вселенной и зажигал на небе множество живых маленьких ярких звездочек. Сколько светилось в ночном небе, прекрасных созданий никто не мог посчитать. Звездное небо было большой тайной, манившей к себе необычными яркими огоньками и интересными явлениями. Этот небесный мир приключений, был наполнен чудесными преданиями, в которых звёзды с таёжными людьми разговаривали.

      Звездам никак не удавалось понять образ жизни таёжных людей. Таёжные люди вечно куда-то спешили, даже не зная тропинок, подвергая себя опасности заблудиться, редко думали о том, каким на самом деле является огромный мир Саянских гор и в чём заключается их реальное назначение. Они жили в заботах добыть больше пропитания. Так и проходила их жизнь на северных склонах Восточных Саян под сиянием Звёздной Вселенной. Таёжники всегда возвращались с добычей. Женщины и дети старательно трудились в чумах. Если хорошо делали свое дело, ужин был наваристым, и все были сыты и довольны.

      Ночь в горах наступала незаметно. На небе появлялась луна и блестящие как драгоценные камни звезды. Таёжные люди в горах, не уставая бродили. Днем они прилежно охотились, а по ночам восходили на вершину горы, разводили костёр, пели песни, танцевали и веселились. Так они благодарили необъятное небо за прекрасную горную тайгу, дающую им пропитание. Таёжные люди освещали всю Вселенную, и свет каждого из них видели все звёздочки. Это сияние было за гранью поверья таёжного мира.

      Ярким звездам было непонятно, как же так можно жить, ведь они, в отличие от таёжных людей, никогда никуда не спешили, жили размеренно и постоянно думали о смысле жизни, небесной гармонии и непревзойдённой красоте Вселенной. Больше всего они интересовались гармоничными законами, что красотой руководили. В небе с невероятной скоростью проносились планеты, кометы, метеориты, при этом их маршруты были настолько точными и гармоничными, что они не сталкивались друг с другом. В этом и заключалась небесная единство и согласие, очень продуманная система правил, четко придерживающая все небесные чудеса.

      В свободное от раздумий время маленькая звездочка радовалась, пела песни и даже мечтала танцевать. Но звездочке было запрещено передвигаться с места на место, поэтому её движения совпадали с движением всего неба. Маленькую красавицу это удивляло, но она не протестовала, понимая, что это одно из правил небесного счастья.

      Все таёжные люди до оленеводческой жизни дружили со звездами. У каждого таёжника была своя звезда, которую он любил. И звезды за эту любовь благодарили людей богатой добычей. У таёжника все было замечательно в оседлости, овладев передовыми идеями техники. Но таёжник заблудился в поисках истоков личности, бродил, скитался и возвращался с охоты без добычи. В попытках ответить на вечные вопросы «кто я?» и «соблюдаю культуру предков?» Он осмотрелся, от чего он отказался от гармонии с природой или с самим собой? Кем он становится, утрачивая свои корни? Обрывая связь с традициями предков, больше терял или приобретал?

      - Шатаясь и путаясь, свою звезду забыл хвалить, - подумал таёжник. - Вот она мне не помогает.

      Таёжник брёл, куда глаза глядят, без цели, без любви, без веры под небом, на котором звезды огнем горели и сверкали. Звездочка таёжника была мала и добротой покоряла. Он чувствовал её взгляд в тумане жизни серой. Она мерцала, чтобы он мог её лучше видеть и слышать.

      - Я свет от света, - сказала звезда. - Я смотрела и слушала, как ты напеваешь мне хвалебные песни, о помощи просишь. Что случилось?

      - Я одинёшенек среди пустого беспокойства и суеты, - сказал таёжник. - Хочу пересечь позабытые ворота счастья.

      - Приручи оленят, - сказала звезда. - Верховой олень твердым шагом окрылит пешего охотника. С оленем освоишь всё пространство сибирской тайги.

      Охотник создал удивительное стойбище в центре Восточных Саян, место, где начинались путешествия. В центре чума соорудил очаг костер, у дальнего края полога поселилась семья. По стенам развесил предметы быта. В чуме было теплее, и просторнее, в нем он разводил и поддерживал огонь. В переводе с древних языков чум означал слово «семья», а также – стойбище.

      - Дух от духа кочуй в разные стороны, - сказала звёздочка. – Отправляйся кочевать по оленьим тропам. Слушай Создателя миров и пребывай в душевном покое.

      Приручать животных оказалось гораздо сложнее, чем выращивать растения. Он собрал чум, и только угольки от очага остались, и перешёл к кочеванию с оленями по тайге и горной тундре. Очень суровый мир, где невозможно земледелие, он оберегал, считая себя его единой частью. Приручал северных оленей не на мясо, а исключительно в качестве транспорта. Не разводил лишних оленей и не отстреливал ненужной пушнины и не нарушал баланс сил человека и природы. Осенью на олене спускался с горных вершин в тайгу добывать соболя. Начиналось лето, он кочевал за оленями в вершины Саянских гор. Кочевой таёжник в бескрайних горах каменистых хребтов, брёл среди снежных вершин, из мгновений сплетая круговорот жизни. Все таежное пространство Саян оказалось пронизано связями и стало неделимым общим домом для таких же, как он кочевых таёжных оленеводов - охотников. Отлично ориентируясь в тайге, стал лучшим проводником для исследовательских и поисковых экспедиций.

      - Ты воля от воли. Ты победил. Чистым сердцем в жизни смысл искал, - сказала звёздочка. - Помни своё предназначение, сохраняй лучезарную чистоту сердца.

      Таёжник принимал достижения цивилизации, поддерживая традиционную культуру, не прекращая общение со звёздами, разводил северных оленей. Это занятие очень тяжелое, но он с колоссальным внутренним достоинством жил в чумах, кочевал по маршрутам предков, охотился и мастерил необходимые вещи, которые помогали кочевать. Ещё мальчишкой мечтал стать отличным следопытом и стрелком, в Саянских горах чувствовал себя ханом, настоящим повелителем и хранителем сибирской тайги.

      - Если по тропинке домой опять заблудишься, - сказала звездочка. - Помни, живёшь далеко внизу под звездами. С бездонной высоты мне тебя прекрасно видно.

      Звезда была не только самой яркой, но и очень отзывчивой и умной. Таёжник осознавал, что мир живой, что он часть этого мира. Звёздочка в глубинах сердца его светила и он с окружающим миром говорил. Он не рубил деревья просто так, а спросил разрешение, что его семье холодно в чуме, и только после этого рубил дерево старое и сухое. На охоте и кочевых тропинках северный олень был для него братом и ближайшим другом. По вине таёжника ни одна частичка биологического разнообразия горной тайги не была утрачена и сохранялась в первозданном виде.

      - Я мысль от мысли и стану указателем в путаницах междупутий, - сказала звёздочка. - Легко будешь ориентироваться в просторах жизни.

      Всё таежное пространство заселялось таёжниками весьма равномерно, любой участок тайги превращался в становище. Местом рождения были верховья или устья малых рек или просто ручьи, которых нет на картах, но которые хранились в памяти таёжных людей. Таёжники не создали письменность, не писали книги. От отца к сыну словесно передавали знания. Сказители помнили колоссальный объем информации, от картины сотворения мира до небесных мифов. Таёжник знал предания на память и нараспев читал их приезжая в гости в кочевье. Садился у очага на мягкие оленьи шкуры, разложенные по краям чума, пил чай с молоком и говорил стихами день и не молчал, когда звезда зажглась над чёрными небесами. Слова и мысли старых воспоминаний не искажали тёплые угли костра и случайно растворённые в воздухе золотые рифмы.

      - Отличные истории о бесконечном союзе звёзд с людьми, соединении и сочетании, - сказала звёздочка. - Предлагаю лелеять вечно задушевные изустные сказания.

      - Хорошо, - сказал похваленный таёжник. – Я родился в тайге под счастливой звездой. Ты с неизменным постоянством наблюдала сверху за мной, радовалась успехам и переживала неудачам. Ты сгорала от любви и светила необыкновенно ярко, когда вела меня за собой и учила не дожидаться возможности сделать сразу много хорошего, а и в мелочах и деталях отдалятся от бессмысленности. В череде падений и побед открывала ты бездну звезд ясных и высоких, а я, запутавшись в жизненных нормах и правилах, неотступно искал в твоих законах свой звездный путь. Мечтал по пикам горных вершин кочевать до заветной звезды и в лучах истины вернуться в основание Саян. Много звёздных секретов не разгадал и не раскрыл, но стремился к мудрости и любил тайгу. Освещала ярким пламенем звёздной пыли, для меня ты непостижимые тропинки. В умном небе видел хорошие знаки и исступлении взбирался к вершинам и осознал закон сокровенной звезды, чтобы быть звездой, надо гореть ещё ярче и зажигать другие звезды.

      Звёздочка вспыхнула неожиданно и удивительно ярко на бездонном бархате чёрного неба. Светила неподвижная звездочка в безмолвии горных тропинок и таёжник ориентировался по ней, открывая новые миры, развивал воображение. Эмоционально -личностное общение со звёздочкой, помогало думать о прошлом, жить в настоящем, и мечтать о будущем. Если таёжник что-то забывал или не понимал, он поднимал голову к разумному небу. Маленькая яркая красавица приходила на помощь, напоминала о мудром отношении к тайге, как к родному дому, Глубочайшая экологическая интуиция, оленеводческая и таёжная культура помогали кочевому романтику восстанавливать здоровье планеты, сохранять разнообразие животных и растений. Чуткий таёжник, освоивший горную тайгу, толково и разборчиво решал экологические и промысловые задачи на местах. Кочевая оленеводческая культура, как выдающаяся цивилизация Сибири воспитывалась мудростью поколений, как отмеченных звездочкой людей воспитывали годы, для достижения более совершенного состояния.

      В бескрайней Вселенной ласково сияла маленькая звездочка, насыщая горы жизнью. Вселенная, ожившая в человеке, засияла звёздным светом и нежностью, таёжное сердце во вселенной сияло изнутри огнём пылающим. Сохраняло переживающее сердце таёжника надежду, любовь и верило в свою далёкую счастливую звёздочку.

      Русин Сергей Николаевич

      Книга "Ленточки странствий"

      Моя Тофалария

Комментариев нет:

Отправить комментарий