пятница, 18 августа 2017 г.

Погоня за падающей звездой


      Глядя в небо и восхищаясь величием, для таёжника не важна была погода, дождь или снег, лето или зима. Вечером у костра под треск дров и сильный жар углей, рассказывал путникам старинные и загадочные, напоминающие красивые сказки, тотемические мифы Саянского народа о сотворении мира. Он говорил о том, как были созданы светлое и чистое Небо, Солнце, Луна, звёзды, горы, ветры, а спустя годы первый человек, первый олень указывающий путь и первые мифы. Предания давних лет о космических животных наделенных одушевленными чертами, и одухотворённые явления природы объяснялись близостью человека к природе. Человек и северный олень в рассказах находились в дружественных отношениях, ведь олень, спустившийся с неба, являлся источником существования и не мог быть недругом.

      Под тёмным небом, все в звездных вкраплениях, таёжник помнил, что такое сила слова и, не умолкая говорил, улыбаясь, что-то вспоминая. Он сказывал, что на заре времен Небесная птица Чёрный гусь, в пустоте матери всего сущего, сотворила великий океан и начало бездны невидимого неба. Темнотой замерзающее небо и пустой океан были близки друг к другу настолько, что сливались в единую черную чернь, крепко обняв друг друга. И тогда подумал Чёрный гусь, что нужно осветить эту смесь снежными вершинами гор и создал лёд и скалы. Небо же оставалось не видным, мрачным и безграничным - заполняющее собою всё. Чёрный гусь, внезапно вспорхнул и напугал тьму кромешную неба, творя гром и молнию, ярче освещая искры снега в небе. От соприкосновения льда и огня он создал разные одухотворенные звезды, олицетворённые в образах разных духов. Их золотой блеск одушевил, принимающее новую форму Небо-оленя с рассыпанными по всему ее телу пульсирующими звездами. Под нарастанием прозрачного купола украшенного картой звёздного неба с красотой и силой мерцания удивлял возникновением из талой воды и огня двух близнецов, один из которых превратился в Солнце-оленя, чтобы править днем, а другой - в Лунного медведя, чтобы править ночью. Весь мир осветился, день пробудился и был отделён от сонной ночи, появилось чередование времен суток и смена времен года.

      - Чувства спрятаны в каждой вещи, - сказал таёжник. - Глядя на звезды, сердце наполняется радостью.

      В один прекрасный миг темно-синий небосвод в красивом и захватывающем оживлении, ронял хрустально - чистый свет и потоком разбрасывал метеоры. Звездопад, мгновенно сгорал, оставлял загаданные душевные желания, звездными каплями сливаясь на горы. После выпадения звёздного дождя на снежные и скалистые вершины, в таинстве потоков слышались вопли и голоса. В калейдоскопе лучей разноцветных, вода и воздух наполнились запахом неба. В жгучем порыве пеной взлетая до звезд, появились кочевые таёжные оленеводы и олени со светом глаз тёмной ночи. Сквозь звёздный дождь и радужные сны, мрак поднебесья, собой освещая, очень высоко, но, не достигая неба, олени звали и брели по тропинкам и руслам ручьев из лета в зиму, за собой увлекая людей и счастье.

      Измученные многодневным пешим походом мы наслаждались очаровательными преданиями, отдыхая у костра. Небу обязанный своей жизнью, таёжник обладал особым взглядом на затопленный звёздами мир и на своё место в нем. В суровых условиях бесконечно скитаясь по горной тундре с оленями, рискуя на охоте, спокойная мудрость, подсказывала таёжнику, что главные ценности жизнь и красота природы. Переливающиеся радужными цветами сотни появляющихся и исчезающих небесных существ в основном, вызывали чувства романтические. Завися от стихийных сил, таёжник бессильный перед ее грозными явлениями, не мог объяснить их и воспринимал себя как часть бессчётного мира звёзд и каждую звёздочку любил. Таёжник чувствовал родство с Небом, Солнцем, Луной, звёздами, горами – этими одухотворенными существами. Он уважал их, не нарушал этим равновесие целого, а они завораживали его взгляд, заставляли замирать сердце и загадывать желания при падении звёзд. Фантазия глядящего в ночное небо таёжника была безгранична. С помощью воображения он зрел масштабные звездопады, и с падением звёзд связывал огромное количество знаков и примет.

      - Моя звезда сильна, - сказал таёжник. - Верю, что увижу глазом моего сердца любовь.

      На вершине горы обитало жилище Духа, и оно дыханием ветра держало небо трепеща. Гора напоминала стрелу, летящую в небеса, сквозь снегопад и серую дымку знамениями указывала оленям путь. Рядом с острой горой возвышалась гора похожая на юрту с греющей Искрой-звездой. Она светила ниже кря неба и её душа никогда не видела солнца. На ней жила звёздочка в узах заросшая горькими камнями и слепой поволокой тумана. Звезда была хрупка, но крепче всей вселенной и мечтала о мерцании, свет от которого освещал бы тропинки, открывающие новые миры оленям. Над звездою, словно над очагом, увенчанный покоем, горел огонь алмазною пыльцой, манящий немым оттенком света.

      - Звезды на небе не одинаковы, - молвил таёжник. - Звёзды - дети солнца.

      Затерянной звёздочке стало грустно и одиноко. Среди холодных скал и откровенной гордой высоты не достаточно звездочке было тепла, заботы и любви. Олени, бредущие по склону, загляделись в вышине на звёздный свет, открывающий тайны. В глазах блестел он ярко, и чувствовали олени тоску, печаль, что нежность встретилась с обманом в замкнутых объятиях небес. Звёздочка светила седым огнём и её сияньем вдохновлялись олени. К её лучам всем сердцем рвались ближе олени. От её света зависела перекочёвка, сила и выживание оленей и важно было знать: куда она исчезает, когда наступает день? Откуда появляется? Почему зима сменяет лето, и наоборот, а звёздочка остаётся неподвижна, оставляя добрый след? В поисках ответа олени придумали миф о погоне за звёздами.

      Мысль оленей звала по следам преданий кочевать и звёздочке оказать милость, когда она, расправив крылья, возносилась в чистоту высот. Как грань алмаза грудью разгоняли туч ненастья, на непроходимых тропинках заросших камнем, олени бури и ветра собою заслоняли. Во сне необузданного полёта воображения олени безумно звёздное небо любили, что звёздочка в своих объятиях хранила. Скромнейшее горение делилось счастьем и везением с озарёнными оленями. Стадо оленей, о камни и лёд стирая небесные кромки, согласованно двигалось в одном направлении, глаза в глаза, поддерживая ослабевших. Звёздочка думала об оленях и они оказавшись рядом тёрлись об острые звёздные грани, ощущая сказку волшебной. Чувствуя дикое дыхание неба и сердечный пожар, идущие рядом, сникшие олени поднялись на вершину. С ярко-оранжевой звёздочкой встретились и могли друг на друга положиться. Взаимно поддерживали поникшие и замерзающие звезды на границе света.

      - Звезда не равна луне, - добавил таёжник. - Звезда падает к счастью.

      Искорка-звезда светила ярко, но свет ее был печален - она была одна-одинёшенька. Олени увидели звёздочку и решили задержаться возле нее. Вечные странники были так же одиноки. Для Звезды настало счастливое время. Олени кружились вокруг нее, рассказывая обо всём, что встречали в пути, о бурных ручьях, о цветах багульника, о берлогах населенных медвежатами, о неженке снегопаде и плаксе тумане. Звёздочка слушала, смеялась, и ей хотелось увидеть все эти чудеса. Позабыли олени про сюрпризы погоды, надеясь, это свидание будет продолжаться вечно. Налетела снежная буря и ссутулила сгорбившихся оленей интригами осенних ненастий. Пугливое стадо в испуге, шаг, замедлив, больше не надеялось на чудеса. От далёкого света бледнеющего и слабого, вытягивая жилы и разрушая мечту, кочевали олени сквозь метели, в извилистые и суетливые тени скалистого простора. Но не забыли олени наивысшую цель попытаться подхватить падающую звезду. Олени думали, что жизнь дана им, именно для этого.

      - Безмолвие звёзд многозначительно, - заметил таёжник. – Звёзды наставляют об уважении.

      Звезда очень опечалилась - она успела полюбить этих странников, и её не сломило одиночество. Заблудившимся осколком хотела лететь на вершины кочевать с оленями, на миг, забыв о грустном чувстве. Но звездам не дано бродяжничать по кусочкам неба, светом горизонт озаряя. Она не знала в чем свобода воли и заслуга это или вина в радостях и невзгодах этой доли. В ответ запорошенные сонной пургой олени не сказали ни слова. Ни желания не было, ни нужной мысли, которую бы успел произнести. Им скучна была пустая тропинка, до утра где-то в снежной пыли бродили, боясь, что звёздочка может неожиданно упасть на ложные скалы, сплошь перегороженные ледниками, лучисто раздробиться, погаснуть и раствориться.

      Долгие ночи сменяли медленно тянущиеся дни, вечера, сумерки, зори и сыпучий снежный хаос. Звёздочка не смирилась с невыносимой разлукой и решила от одиночества сорваться, расправив крылья алмазною стезей фиолетовый небосклон разрывая. Покинутое небо, теряя себя, падало на острые скалы, а жаркая звёздочка, знамением света, тонкой полоской летела. Дрожащая звезда высекала мерцающие мечты, летящие в сердца оленей горением. Ей небес оказалось мало, и упала она камнем, горящим в талую воду ледяного ручья. Она бы погасла, сердце, разбивая на осколки, но наблюдал за её падением Небо-олень. Он знал историю звёздочки и загаданные желания оленей. Он подобрал беззвучную, как дух, звёздочку и, не теряя время, водворил ее на прежнее место, продолжать вечный полёт. Звёздочка взглянула с нежностью на затерянный мир, лишь ей было дано знать оленьего счастья секрет. Пронзая света всполохами и растворяясь в нём, почувствовала, что она наполненная загаданными желаниями преобразилась в новую планету.

      Олени в надежде ожидали судьбы своей звёздный ответ. Отделившись быстро от зрачков оленей, перелетела звёздочка, собрав остаток сил, сквозь блеск колючек льда и ветра воющего дико. Звёздочка проливала печальный свет на снежные вершины и когда видела по скалам гурьбой кочующих вдалеке оленей укрытых звездным покрывалом, позабыв обо всем, срывалась с места в порыве догнать друзей. И снова звёздочка крылья ломая, падала в ледяную воду, а Небо-олень возвращал ее в синей дымке на место. В тот же самый день на скалах рождался оленёнок с глазами ночного цвета и с пятном, как звездочка, на голове. Звезда во лбу - всегда был добрый знак для малыша пятнистого. Нежничая скромненько, легко удерживал звёздочку на весу. Звёздочка во лбу светила, роняя свет. Звёздочка внушала, будто бы знамением предначертано с небес и суждена оленёнку блистательная судьба - звёздный блеск.

      - Звезды рассыпчаты, - заверил таёжник. - Под счастливой звездой счастливый родится.

      Синим вечером, зажигалась на небе крохотная звёздочка, яркими лучиками освещая тропинку. Вдыхая в себя ледяной воздух, олени на небесах приметы её искали и кочевали за звёздочкой, не думая свернуть. Ярко сверкала на небе падающая звезда. В сердце мелькнуло заветное желание. За оленятами и могучими оленями к спине откинутыми тяжёлыми рогами, выбирали свой путь брели в непролазном снегу таёжники. Задержав на миг дыхание, они не сомневались в том, что звезды влияют на судьбы оленей и людей, ведут их по жизни, даря щедрые благодеяния.

      - Горы, олени и люди одинаковы в глазах звёзд, - вздохнул таёжник. - Звёзды меняют все.

      В чудеса, в сказки и волшебство особенно верил таёжник, загадывая желание на падающую звезду, и ждал исполнения. Натаптывая под небом тропинки, таёжник видел падающий из небесного гнезда и летящий сквозь ледяные ветры ночи звездопад и задумывал много желаний. Навстречу звездам неслись наугад мысли и размышления. Возможно, когда-нибудь и мечты звезд осуществятся, и они, распрямив для полета светлые крылья, смогут странствовать за оленями, если горы узнают самую важную тайну падающих звезд. Даруют звезды желаемое тем, кто учится без него обходиться.

      Русин Сергей Николаевич

      Книга "Ленточки странствий"

      Моя Тофалария

Комментариев нет:

Отправить комментарий