суббота, 26 августа 2017 г.

Соболиный хозяин


      Показался краешек красного солнца, и порозовела небесная тундра, снег на вершинах гор и огромные кедры по берегам каменистых рек. Карликовые березки, багульник по берегам холодных озер и моховых болот окрасились перламутром. Кочевые таёжные оленеводы со стойбища на хребте Хан-Бургут сидели у огня костерка и слушали кочующего с ездовыми и вьючными оленями гостя. Бродяга рассказывал об отважных таёжниках победивших бурю, о добрых медведях, об оленеводах наперед думающих, об оленях, а потом о себе. Говорил про повадки животных, маскировку своих следов и охотничью удачу. Братишку медведя за добычу не считал, а любил рассказывать про соболиную охоту.

      На самой высокой горе, среди камней и скал в горной тундре летом с оленями кочевал таёжник. По первому снегу он спускался с гор в тайгу к Соболиному озеру на желанную охоту, которая требовала большей выносливости. Соболиная охота была непредсказуема и удача не всегда сопутствовала добытчику. Некоторые зверьки доставались легко, на других таёжник тратить несколько дней, и вынуждено ночевал у костра. Основной доход таёжник получал от пушнины, добытой с помощью оленей и собаки. Урожаи кедровой шишки и ореха бывали не часто. Шквалистый ветер, обильные ливни во время цветения и завязи кедра, стали причин не урожая ореха или возможно таёжник брал с тайги лишнее. В голодное время оседлый зверек соболь стал вести кочевой образ жизни. Олени старели, слабели, выбивались из сил, становились добычей росомах. Таёжник огорчился, ленился, долго спал и перестал встречать Рассветы.

      Волк разогнал последних быков и матух стада оленей от родного стойбища и пошёл таёжник один искать соболя. Спускался в тайгу и в горы поднимался. Скалы громоздились одна на другую, разъезжался снег, и камни под ногами качались. Проходил таёжник речки, бурливые, как кипяток, с холодной водой под снегом, льдом валуны покрывающие. Прошёл до высокой сопки с густым кедровым лесом. Ветки могучих кедров друг с другом переплетались. Сквозь кедры пробираясь искал соболиную ходовую сбежку. Таёжник ловушки для зверя делать умел. В пихтовом отваре кипятил капканы, чтобы они впитали в себя этот лесной запах. Руки натирал пихтовыми ветками и устанавливал ловушки в след и под снег, где наряду со свежими следами зверьков часто встречались старые. Отыскивая сбежки, таёжник не подходил близко к следам зверька. Хитрый соболь обнаружил таёжника и водил долго, кружил, колесил, след запутал и ушёл за холодные горы. Охотничья удача отвернулась от таёжника. В другие места он ходил соболевать, не было в тайге соболя.

      Вспомнил таёжник о преданиях старожилов, что в небесной тундре обитает смелый и ловкий зверёк, очень мудрый соболь, всем соболям соболь, с золотым пушистым, густым мехом - Соболиный хозяин. Рассказывали о нем много, видели редко. Узнавали его, когда зверь мелькал в небе по верхушкам кедров, как будто золотая искра.

      Пришёл в одиночку таёжник в горную тундру с лежащими на ней облаками, будто снег деливший мир физический и духовный. На Рассвет небесной тундры таёжник поклонился, чтобы удача была, и сделал из прутьев карликовой берёзки три фигурки соболя: самца, самку и детёныша. Просил, что бы, сколько ни добывали зверя, он не выводился, а, наоборот, размножался. Кочевал таёжник по небесной тундре в поисках Соболиного хозяина и звезды считал.

      - Много звезд на небе, - думал вслух таёжник. - Вот бы в Саянскую тайгу столько соболей привести.

      - Звёздочка к счастью упала, - сказала небесная тундра. - Старая примета к удаче.

      Счастье само в руки не дается, чтобы его не упустить, старался таёжник увидеть в Рассвете чудо. Звезда, приближаясь из света Рассвета, принимала черты большого соболя, блестящего и черного, как уголь, быстрого, как буря – самого Соболиного хозяина. Следом за ним вприпрыжку друг друга, обгоняя, бежали золотистые соболя и серебристые.

      Чтобы помочь пришла, таёжник, благодарил, задабривал и осыпал золотой пыльцой и сердечной радостью Соболиного хозяина. Говорил ласковые слова и преподносил кедровые орешки. Рассказал, что по глупости и недоразумению нарушил поверье для сохранения и приобретение охотничьей удачи, ушли соболя из тайги и остался он без добычи.

      - Соболиный хозяин, будь благосклонен и мудр, – просил таёжник. – Дай совет, как соболей в Саянскую тайгу вернуть?

      - Почитай и наблюдай над жизнью самих животных и природой. Про соболя нельзя плохо говорить, говори только хорошее. Признай за животными понимания человеческого языка, сходного образа жизни. Соболь не поддается приручению. Без необходимости не трогай соболиный род, никакого зла не причиняй. Поверь в возрождение добытых зверей, - ответил Соболиный хозяин. - Соболь в тайгу вернётся, новых соболей приведёт. Соболь, которого ты добыл не просто кусок мяса и пушнины. Зверь добровольно отдал свою жизнь и тело тебе для прокорма и одежды. Поэтому он является дорогим гостем среди людей, его нужно всячески ублажать, чтобы он простил людей и примирился с ними. После обряда хранения шкуры, зверь вновь обрастёт мясом и шкурой и, возродится.

      Внимательно слушал таёжник мудрые многочисленные правила, приметы, запреты и чисто практические обряды для соблюдения охотничьей чистоты, связанные с почитанием животных и одушевлением природы.

      - Почитай самого покровителя охоты во время промысла. У Духа охоты хороший слух, он любит тишину. Старайся не говорить о добыче, чтобы он не услыхал, - учил Соболиный хозяин. - Собирайся на охоту без шума. Орудия промысла и одежду очищай огнем и окуривай дымом можжевельника. Брось кусочек пищи в костёр, при первой ночевке в тайге. Переходишь в новое стойбище, обязательно возьми уголёк со старого очага и разведя новый огонь, проси даровать удачу. Не плюй в костер, не заливай его водой, проявляется неуважительное отношение к духу огня. Устанавливай котелок над огнем, только после того, как к костру брошен добытый обед. Выражай радость при виде добытого соболя, но не ешь сердце, печень, бери только мясо, дымом окуривая. Положи кости в дупло. Приговаривая: "Пошли еще такого". Приступай снимать шубу, повернув мордочкой к огню костра на Рассвет, ожидая возможность его перевоплощения.

      Соболиный хозяин подарил таёжнику Золотистого соболя и Серебристого соболя, для верной и преданной службы. Соболиный хозяин сверху, с неба поспособствовал за размножением зверей, мех которых самый дорогой в мире и удача всегда сопутствовала добытчику.

      - Почитай неприкосновенных птиц, считающихся помощниками добычи оленьих душ, добычи охотничьей удачи и здоровья, - учил Соболиный хозяин. - Птицы оберегают оленьи стада от хищников, первыми замечая опасность. Разыскивают животных во время промысла, выдавая их своими криками.

      Поблагодарил таёжник Соболиного хозяина и вернулся в горную тундру соблюдать охотничьи обряды, запреты и правила во время промысла. Видение окружающей тайги у таёжника стало истинным, упорный и настойчивый, он поверил в неизбежность удачи.

      Золотистый соболь пушной зверь на охоте падал с неба, и сердце его улетало обратно на небо, он наращивал новое мясо и новую шубу и опять возвращался к гостеприимному охотнику. Выводил Золотистый соболь на хороший, крепкий наст, на котором соболиных следов было видимо-невидимо. Сердце таёжника разгоралось от азарта и радости. Чисто соболь, шкура у него золотистая, сам удача. Золотистый соболь оленей на стойбище предупреждал, чтобы от волка откочевали. Давал добыть в меру, и сердце хранил от произвола и жадности. Если таёжник в браконьерском капкане находил пойманного соболя, и видел, что смотрел он испуганно, смиренно и умоляюще. Брал его в руки дрожащего беднягу и согревал за пазухой, где зверёк успокаивался. В уютном чуме, быстро привыкающего к заботе зверька, кормил сухим беличьим мясом.

      - Лучше одного соболя спасти или своими руками вырастить, - подумал вслух таёжник. – Чем глупо мечтать о богатстве.

      В охотничьем чуме таёжник сидел, от костерка обогревался, а около самого чума свежий следок соболиный заметил. Разумный Золотистый соболь с Серебристой подругой прошли и поделились радостью, когда таёжник сны видел. Впервые в Саянах получен большой приплод щенков. В убежище застланной мхом и сухой травой родились маленькие соболята – беспомощные, слепые и глухие. Малыши темно-бурые соболята в глубокой норе копошились и урчали, а окрепнув, играли в каменных россыпях, в зарослях стланика, в кронах деревьев и резвились целыми днями. Купаются в горных речках. Им не скучно на дерево было взбираться и сквозь заросли багульника пробраться, от рыси петлять наутёк. Отлично ориентировались под снегом, широкими лапками рыли норы – подходы к своим убежищам. Соболята вместе играли и охотились с Серебристым соболем, передвигаясь прыжками по снегу, не проваливаясь. Сами не добывали любимые кедровые орешки, а искали и использовали запасы других животных. Найдя дупло с очень вкусным пчелиным мёдом и пчел, зимующих в сотах, лакомились содержимым. Одевая теплые шкурки, соболята становились настоящим зимними красивыми.

      Многое зависело от отношения таёжника к этому чуткому понятливому зверьку. Соболята устраивали себе гнездо в корнях кедра рядом чумом таёжника. Охотничьи собаки гнездо не трогали. К небесному Соболиному хозяину обращал свои просьбы, о ниспослании удачной охоты таёжник. Больше был доволен Соболиный хозяин, и удача сопровождала таёжника.

      Долго охотился таёжник. Сколько Саянского соболя не добудет, а его в тайге все не убывает. Небо на свое место стало, а Соболиный хозяин из Рассвета на землю так и не спустился. Его сбежки на небе ночью хорошо видел таёжник, среди мерцающих звёздочек они тянулись. По-разному таёжники называли эти следы, а старожилы говорили: это – Барбитай, тропинка Соболиного хозяина, где кедр обильно плодоносит.

      Русин Сергей Николаевич

      Книга "Ленточки странствий"

      Моя Тофалария

Комментариев нет:

Отправить комментарий