пятница, 15 июня 2012 г.

Ия Саянская


В снегах по скользким горным каменистым тропам,
Преодолев крутых отрогов скалы и россыпи курумов,
Олени, вдыхая облака, касаются копытами вершин,
В задумчивых мечтательных дневных перекочевках,
И глядя философски вниз на дно гранитного каньона,
В источник чистых рек, стремительных и своенравных,
Рассматривают отражение звезд в лазури небосвода.

"Ия Саянская. Тофалария".(Смешникова Юлия, Род Чептэй). Тофалары. Портрет. Живопись. Холст. Масло. 80-80 см.

      Русин Сергей Николаевич

      Моя Тофалария

Цветы тундры

      Кочуя мимо Обо и наскальных изображений встречающихся у троп на горных перевалах, на горных хребтах, на берегах рек и озер. Совершая обряды и подношения в виде камней и ленточек из цветных тканей. Старый таежный кочевой оленевод из племени Черных Гусей, перекочевывая с озер Додота по тропам Додо-Ишхэ, перевалил врата перевала Хурэгтык-Дабан и по узкой тропе, через горы, направлялся в верховьях Холбы. Таежник спешил. Он должен прибыть на сопки с красными лугами, где росли заветные цветы расцветающей радости, до дня летнего солнцестояния.

      Сонные звезды, роняя свет на горы, просыпались в бирюзе. Ветер приносил журчанье ручья и чудесный запах расцветающих цветов. Таежник, вдыхая аромат тундры, сидел у кочевого костра, кипятил воду и растирал кирпичный чай в порошок. Он с детства привык пить чай, с оленьим молоком, маслом, мукой и солью. Для отдушки чайного напитка, добавлял сухие цветы горного багульника Саган-Дайля. Благодаря приятному и сильному аромату и небесному вкусу, эта трава придавала чаю удивительный яблочный аромат. Летом запасы кончались, и охотник кочевал на тайные луга высокогорной тундры в вершины Саян, собрать новый урожай душистого багульника. Он знал способы лечения травами, которые употребляли звери при своих недугах. Проникнуть в секрет ему удавалось, выслеживая больных животных. Не один раз видел, как раненый зверь приходил отлеживаться в заросли живительного гольцевого багульника и со временем выздоравливал. Остался еще один дневной кочевой переход к Священным лугам и таежник остановился отдохнуть. Грел, сидя у костра, уставшие ноги, и ощупывал амулет, на котором красовался маленький мешочек с легендарной горной травой. Когда оленевод брал его в руку, и мягко сжимал, амулет выделял тонкий аромат горного лета.

      Мешочек был наполнен целебными травами год назад и сегодня, не потерял чудесный запах, но предки завещали таежнику, амулет наполнять молодыми цветами трав, нового урожая. Амулет носил таежник, как украшение на одежде, иногда помещал на оленя или в жилище, иногда вешал на стойбище. Искусство изготовления амулета он освоил с детства. Детали образа амулета под сказывались ему вещими снами. Таежник мастерил травяные амулеты из ткани напоминавший по форме птицу, обшивал и украшал перьями. Амулет наполнял высушенной травой продлевающей жизнь. Подбирал ткань нужного цвета, чаще белого, который означал защиту, очищение, спокойствие. Завязывал мешочек с травой ленточкой красного цвета, который означал здоровье. Выбирал для мешочка заботливо ткани из натуральной материи типа хлопка. Ткань использовалась не всегда. Бывали тяжелые времена, когда траву носил в меховых мешочках. Состав из трав, иногда менялся, к багульнику добавлял другие травы. Животворный амулет иногда зашивал в одежду, чтобы защититься от болезней. Каждый год, таежник наполнял амулет, молодой лечебной благоухающий травой. Отслужившую траву рассыпал в огонь костра.

      Несколько дней таежник кочевал тайными тропками по заснеженным горам и туманным перевалам, искал и собирал цветы багульника. Поиски животворной травы уводили таежника от забот и суеты. Высокие скалистые горы, мягкие альпийские луга, стремительные реки, бездонное небо, золотисто - рододендровой горной тундры поражали первозданной чистотой и свежестью. Устав от тяжелых кочевых переходов таежник, пил отвар душистых цветков, чтобы снять усталость в ногах. Ароматный багульник, раскрывая бутоны цветов, рос высоко в горах, на каменистых склонах. Эти луга всегда были секретны и доступны только ему. У кочевого костра чай своим дурманящим ароматом расслаблял тело таежника, и в золотых грезах, он впадал, в высокогорный транс, видел прекрасные, удивительно нежные и бесконечные благоухающие грёзы.

      Холодной и лютой зимой кочевой таежник нашел раненную Небесную Птицу. Принес на руках беспомощную птицу в теплый чум. Обмыл отваром травы рваную рану у птицы. Целительные цветки, высушил в тени, растолок в тонкий порошок, смешал с пчелиным медом и приложил к ушибам. Добавлял один полезный листочек и цветок на чайник для заварки и поил им птицу. Ухаживал, лечил и кормил и у птицы исчезли боли, вялости и бессонница. Чудесной способностью в птицу вселилась сила и бодрость.

      Весной открыли лепестки чудесные цветы, и птица настолько окрепла. Развязав ленты Джалама, кочевник, на волю вольную отпустил, символ лучистого солнца и бездонного неба, скорости и свободы, благородную птицу. Счастливая птица полетела к солнцу, сливаясь с лазурью неба в ароматном дыхании гор. Благодарная Птица, парящая в поднебесье с распростертыми крыльями, не забыла доброту кочевника и стала помощником в его таежных кочевках на горных перевалах и лугах высокогорной тундры, где он собирал новый урожай лекарственных трав.

      Влюбившись, птица, в образе юной красавицы явилась к кочевнику. Счастливые, они кочевали вместе по тайге среди распростертых гор. Облитые лучами солнца смеясь, шумели в разноцветье лугов. С улыбкой встречали рассвет и вечерний свет звезд. Чудесно светило им в глаза ласковое светило и благоухали кивающие им дивные цветы любви. Однажды охотник решил кочевать в высокие покрытые туманом горы, оставив красавицу одну на стойбище. Опустились тучи дождевые на вершины гор. Одиноко и скучно стало птице на опустевшем стойбище. Горный мир превращался в унылую блеклую пустыню. Птица полетела следом за родным ее сердцу таежником. Долго летала и искала в молочно-белом тумане и в дымке бирюзовой гор любимого и не нашла. Искала у кромки леса и в буреломах и чащах таежных дебрей, устремлялась сквозь каньоны и глубокие ущелья. Вернулась на стойбище, снесла яйцо, из которого вышло на свет Солнце. Парило Солнце, в небе, над горами, помогая птице искать любимого, ярко светило изо всех сил. Птица летала в солнечных лучах, стараясь рассмотреть, в туманных каньонах кочующего охотника. Но не могла увидеть его в покрытых белой завесой распадках и расщелинах. Солнце видело огорчение птицы и запылало, как расплавленный металл, что каплями слезы стали падать на горы. На камнях слезы солнца прорастали в виде маленьких белых лепестков цветов ароматного багульника, напоминая белые крылья птицы. Таежник, кочуя по туманным тропам, увидел солнечные цветы, вспомнил о том, что птица ждет его.

Комментариев нет:

Отправить комментарий