суббота, 9 июня 2012 г.

Соруг


По скользким тропам вдоль каменистых ручьев,
Крутых отрогов и склонов непреклонного Соруга,
Где скалы пахнут можжевельником и жимолостью,
Вольно кочует одинокий домашний северный олень,
Полной грудью, вдыхая мягкий снежный туман,
Удивленно рассматривая блеск завораживающих вершин.

"Соруг. Тофалария". (Токуева Анна, род Кара-Чогду). Тофалары. Портрет. Живопись. Холст. Масло. 80-80 см.

      Русин Сергей Николаевич

      Моя Тофалария

Дух снега

      Таежник Чогду жил в тесном общении с животными и растениями, и разбирался в их привычках и настроениях. В безветренную погоду тайга сильно шумела. Треск кедров усиливался, а воздух над лесом был в синих оттенках. Таежник вдохнул глубоко, запах воздуха оказался сладкий и свежий, значит скоро, установится теплая влажная погода. Наблюдательный таежник осмотрел кроны кедра стелющегося над землёй. Они опустили свои ветви вниз, серебристая хвоя скрутилась, а чешуйки шишек сжались, в ожидании дождя. Обитателю тундры снились снежные вихри и вьюга с ревом, предвещающие сильный снегопад. Но таежник не обратил на сон внимание. Дождь шел со снегом, но не пугал таежника. Он украсил лентой цветной материи стланик – дерево и отправился вдаль, для свидания с чудесным Снежным озером. В его водах, настоящее драгоценные сокровища слились воедино, снег, лед, луна, горы и звезды.

      Таежник кочевал по труднопроходимому каменистому ручью, огибая сплошные скальные лабиринты и высматривая для прохода звериные тропы в кедраче. В зимний мороз, по покрытой пушистым снегом реке, ходят снежные барсы. Шапка снега покрывает все верхушки кедрового стланика, пороги, каменистый берег и скалистые горы. Они засыпали, словно в одном серебристом сне. Вскрытие бессонной реки начиналось в начале мая, когда снежные барсы уходили на вершины гор, очень внимательно рассматривать звездное небо. Река мечтала о связи земли и неба, о возвращении в первозданный рай ближе к звездам. Она представляла, какие прекрасные звезды, солнце и луна, отражаясь, будут купаться в ее воде, в вечной гармонии. Искала вода свой жизненный рисунок и влекла ее любовь к вольным звездным просторам, но она стекала вниз, бешеным потоком шлифуя скалы. С ревом устремлялась сквозь каньоны и пороги. Подобно звериной тропе петляла сквозь буреломы и чащи таежных дебрей, пробиралась вдоль отрогов гольцов. Под шквальным ветром прорывалась через нагромождения камней и льда, через заломы и глубокие ущелья и теряясь в болотах и каменистых осыпях. На воду крупными хлопьями валил снег, и мир превращался в снежную пустыню, стирая границы между небом и землей. Река искала таежное счастье, тянулась ее нежная душа к свету звезд, но тучи сгущались так, что плотно закрывали солнце и соприкасались с волнами. Река разговаривала со скалами и просила горы вывести ее из снежной неволи. Слушал таежник разговор реки со скалами, и плакало его сердце.

      - А почему ты любишь свет звезд? - спросил реку любопытный таежник.

      - Да просто потому что, в лунную ночь, звезды серебрятся отсветом и мягкими бликами ложатся на воду. Я буду счастлива и красива, как звезда, - пояснила удивленная река.

      Нехоженые тропы горной тундры давно заросли льдом и засыпались снегом. Таежник шел и по снегу, и рядом со слоистыми ледяными массивами на промерзших до дна отмелях и перекатах. Скользкая наморозь реки, тянулась бесконечно. Таежник не видел гололеду конца. Наледи были огромные, и над гололедицей клубился туман. Впереди виднелись вздутые бугром вершины ледяных конусов в трещинах, с сочившейся намерзающей водой. Ощупывал ногами лед и камни. Таежник прошел и мимо подземных наледей с восходящими источниками с вздутиями покрытых камнями и снегом. Ногой, вставал на покрытую плотным покровом горную реку, раздавался звон и вздохи ломающегося тонкого льда.

      С еле уловимым гулом, вдруг мир превратился в снежную пустыню, стирал границы между небом и землей. Снегопад неожиданно обрушился сплошной стеной. Таежник не различал день и ночь. Решил, что стихия сводит с ними счеты. В этом снежном храме с дымкой холодов, на границе леса и тундры у кучи дорожных камней, таежник положил палочку с лентой из красной материи. Он просил вывести реку из снежного рабства.

      - Я не хочу расставаться с вами снежные горы, но я прошу вывести реку из снежного рабства, - просил таежник.

      В критической ситуации он прижал к груди амулет Дух Снега. Вдруг снег мгновенно перестал падать, метель успокоилась, и лед реки заблестел в свете показавшейся из-за туч Луны. Заметил таежник, что от ночного небесного светила потянулся тонкий лучик света, который постепенно превратился в лунную дорожку, проложенную прямо на берег, где находился снежный барс. Услышали снежные горы мольбы реки и таежника, и послали снежного барса, избавить их от власти снега, а рисунок жизни направить навстречу к озеру, где видны отраженные в воде, сверкающие светом звезды.

      К своему частью в снежном царстве, заметил снежного барса, белого, как пушистый свежий снег. Он указывал тропу в белесой тьме ледяного плена, от которого болели глаза. Снежный барс то шел, то стоял, следя за передвижением таежника и реки. Они следовали за этим удивительным существом в течение нескольких дней и ночей, однако снежному барсу удавалось скрыться в снежных горах. Река решила следовать за снежным барсом через заснеженные чудовищные скалы. Обессиленному таежнику колючий и блестящий снег обжигал глаза, но он с трудом шел за животным. Снег валил под шум метели, закрывая реку пеленой. Снег летел с вьюгами и морозами, совсем не таял, заметал следы. С каждой снежинкою преображался, белыми вихрями вращался и падал плавно. Околдовывал мягкой снежной ласкою нескончаемым хороводом. Забирал нещадно силы непролазный снег, сырой и рыхлый. Проваливал в скрипучие сугробы. Кружил подгулявшей метелицей. Упрямый снег валил клочьями и хлопьями из темноты небес. Снежинками нежно порхал, позёмкою злился и морозною свежестью ледостава играл. Под шагами хрустел и стонал в замёрзшем русле реки. Серебром блестел звездочками в буране и льдинками. В ледяном плену таежник от снега поседел, а вода в реке стала синей.

      Снегопад неожиданно прекратился. И перед таежником и рекой, будто бы в небе над повисшими облаками, раскрылось окно в прекрасный мир. Снежный барс вывел их на берег чудесно мерцающего Снежного озера, о существовании которого они даже не подозревали, ибо считали эти пороги непроходимыми. Необычное озеро с ледяными высокими краями берегов находилось между льдов и вечных снегов. Оно было наполнено чистыми слезами снежного барса.

      Река холодная как лед впадала руслом снежным в золотистое царство снега, загадочно освещённого самим воздухом. Вокруг простирались изумрудные кедровые стланики. Вода свободная ото льда и снега, дышала, светилась в окружении вертикальных белоснежных вершин гор, играющих бликами лучей солнца, окрашенных в серебристые тона на фоне ультрамарина неба. Отражая главную пирамиду, уходящий в небо острый, Священный пик снега. В бесконечной вечности вод промелькнул весь рисунок сердца и таежник осознал что, духи гор, рек и диких животных равны с духами кочевников. Он спасся потому, что почитал реку и своего небесного животного снежного барса, дух которого охранял и берег от опасностей, ошибок и промахов. С особым почтением и уважением относился к снегу, у которого был в плену.

      В бесконечной вечности перед ним промелькнул весь рисунок его сердца, и добрый дух послал полярную звезду, сияющую над горой. С замиранием в сердце реки рождалось волнующее счастье. Играя алмазными брызгами, вода стала чистой. Небо посветлело, и впереди виднелась невероятной красоты гладь озера, наполняя миром и покоем реку. Прозрачное озеро отражало в зеркале вод свет полной луны, ясные краски звезд, ночь и в глубине бездонной пучины завораживающий Дух Снега.

Комментариев нет:

Отправить комментарий